Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ
Рис. 5. Направленность и интенсивность общения игроков основного состава волейбольной команды во время 7 игр (25 партий) финального тура первенства СССР. Здесь и далее цифрами у линий обозначено количество обращений; толщина линий соответствует количеству обращений; 1—6 — номера игроков в расстановке личество инициируемых и получаемых обращений) зависит от положения (статуса) игрока в команде. Как видно из рис. 6 и 7, у игроков 1 и 3 явно преобладает активное общение, они инициируют значительно больше обращений, чем получают от партнеров. Игроки 1 и 3 (нефор-
малыше лидеры) фактически управляют командой и компенсируют недостаточную активность капитана команды (игрок 4). Игроки 6, 2, 5 значительно уступают кам), обеспечивающему действия коммуникатора (например, связующий игрок перед приемом мяча, в котором, как правило, участвуют все спортсмены, называет зону, в им в статусе и выполняют роль «ведомых»: они получают обращений больше, чем инициируют сами, выполняют указания партнеров, соглашаются с ними или подтверждают готовность к совместным действиям. Направленность коммуникации определяется спецификой коллективных действий: сообщения адресуются игроку (игро- которую необходимо направить мяч: «пас 4», «пас 3» или «выйду»; нападающий сообщает связующему, какую .комбинацию будет играть или какую передачу и в какую зону ему надо дать и т. д.). Инициатором общения выступает, как правило, спортсмен, выполняющий основную роль в предполагаемых действиях (основной нападающий, связующий игрок или капитан команды). При анализе межличностных контактов разной ориентированности было обнаружено, что наряду с внешне наблюдаемой направленностью существует и своеобразная «подтекстовая» ориентация. Обращение к конкретному партнеру, а еще чаще социально-ориентированное общение бывает нередко на самом деле адресовано совершенно другому спортсмену. Например, тренер может сделать замечание капитану, чтобы воздействовать на другого игрока, допускающего те же ошибки. Или обращение ко всем (социально-ориентированное) может на самом деле быть адресовано лишь одному спортсмену.
|
|||||||||||
|
|||||||||||