Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕПри этом, ошибку трудно и часто даже невозможно исправить. Игрок может исправить некачественный прием или передачу партнера, но это влияет на качество его действий, а следовательно, и на оценку, которую он получит от своих товарищей по команде, тренера, зрителей. Различные тактические построения, распределение функций участников и являются, по существу, вариациями форм организации коллективной деятельности, в которых отражается регламентация способов их совместного отношения к предмету деятельности, мера участия во взаимодействии, последовательность предметных преобразований. По существу, речь идет об операциональной стороне совместной деятельности каждого из спортсменов, связанных воедино ее логикой и целями, с учетом условий взаимодействия. Спортивные игры, естественно, имеют и свои особенности, вытекающие из специфики объективных условий деятельности в волейболе, баскетболе и гандболе. Основные отличительные признаки определяются также спецификой каждого вида спортивно-игровой деятельности (табл. 1). Как видно из табл. 1, волейбол существенно отличается как от баскетбола, так и от гандбола. Следует отметить также некоторое сходство в условиях и характере . индивидуальных и групповых действий (ведение мяча, заслоны, передвижения игроков, передачи, логика коллективных действий) в баскетболе и ручном мяче. Однако, чтобы охарактеризовать ситуации общения при стандартных взаимодействиях партнеров*, важно выделять не столько внешние параметры условий, в которых осуществляется деятельность, сколько внутренние существенные факторы, в совокупности составляющие собственно-психологический контекст межличностной коммуникации. Для этого необходимо задать следующие вопросы. 1. Насколько тесно по выполняемым функциям связаны партнеры? 2. В какой мере уровень их технико-тактической и физической подготовленности соответствует сложности решаемых задач и способствует их взаимодействию? 3. Каков стаж их совместной спортивной деятельности и насколько хорошо они знают особенности друг друга?
4.
|
|||||||||
|
|||||||||