Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

При этом, ошибку трудно и час­то даже невозможно исправить. Игрок может исправить некачественный прием или передачу    партнера,    но это влияет на качество его действий, а следовательно, и   на оценку, которую он получит    от   своих   товарищей    по команде, тренера, зрителей.

Различные тактические построения, распределение функций участников и являются, по существу, вариация­ми форм организации коллективной деятельности, в которых отражается регламентация способов их сов­местного отношения к предмету деятельности, мера участия во взаимодействии, последовательность предмет­ных преобразований. По существу, речь идет об опера­циональной стороне совместной деятельности каждого из спортсменов, связанных воедино ее логикой и целями, с учетом условий взаимодействия.

Спортивные игры, естественно, имеют и свои особен­ности, вытекающие из специфики объективных условий деятельности в волейболе, баскетболе и гандболе. Основ­ные отличительные признаки определяются также специ­фикой каждого   вида   спортивно-игровой   деятельности

(табл. 1).

Как видно из табл. 1, волейбол существенно отлича­ется как от баскетбола, так и от гандбола. Следует отме­тить также некоторое сходство в условиях и характере . индивидуальных и групповых действий (ведение мяча, заслоны, передвижения игроков, передачи, логика кол­лективных действий) в баскетболе и ручном мяче.

Однако, чтобы охарактеризовать ситуации общения при стандартных взаимодействиях партнеров*, важно выделять не столько внешние параметры условий, в ко­торых осуществляется деятельность, сколько внутренние существенные факторы, в совокупности составляющие собственно-психологический контекст межличностной коммуникации. Для этого необходимо задать следующие

вопросы.

1.     Насколько тесно по выполняемым функциям связа­ны партнеры?

2.     В какой мере уровень их технико-тактической и физической подготовленности соответствует сложности решаемых задач и способствует их взаимодействию?

3.     Каков стаж их совместной спортивной деятельности и насколько хорошо они знают особенности друг друга?

 

4.      

Оглавление