Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

Если, например, сравнить волейбол, баскетбол и ганд­бол, то можно сказать, что:

   каждая из трех игр представляет собой группо­вую взаимосвязанную деятельность, взаимодействие иг­роков, в котором динамически развертывается процесс индивидуальных и групповых действий;

   все они имеют соревновательный и преимуществен­но двигательный характер деятельности;

   их техника основана на передачах мяча руками и целенаправленном передвижении игроков без   мяча и   с


мячом (в баскетболе и гандболе) как основных элемен­тах взаимодействия игроков;

— для них характерны лимитированность времени, сложность восприятия различных элементов игровой си­туации, оперативный характер мышления, повышенный эмоциональный фон деятельности, связанный с пережи­ванием успехов и неудач, постоянная нацеленность команды на конечное решение тактической задачи — попадание мячом в корзину (в баскетболе), в ворота . (в гандболе) или в незащищенную зону территории пло­щадки противника (в волейболе), быстрый переход от атакующих действий к защитным, сопряженность двига­тельных действий с различными по характеру волевыми

усилиями;

— в них существуют стандартные положения в игро­вых ситуациях и высокие требования к вниманию игро­ков. Последнее связано с наличием нескольких одновре­менно воспринимаемых объектов (объект внимания), с выбором наиболее значимых в данный момент объектов (распределение внимания), с большими психофизически­ми напряжениями (интенсивность внимания), с постоян­ной сменой ситуаций, а следовательно, объектов восприя­тия (переключение внимания).

Действия   игроков   имеют   одновременно-последова­тельный характер. Одновременное выполнение спортсме­нами своих функций  (выбор места, подготовка к после-, дующим действиям, обманные    движения,    отвлечения, страховка партнеров и т. п.) направлено на обеспечение последующих действий партнеров. Успешность    взаимо­действия складывается из эффективности и согласован­ности выполнения отдельных элементов,    действий всех или части игроков. Например,   качество   завершающего удара в волейболе зависит не столько от мастерства на­падающего, сколько от качества и своевременности вто­рой (или первой) передачи, точность которой, в свою оче­редь, зависит от качества приема мяча. Небрежное или невнимательное выполнение отдельных элементов    игры (прием мяча, передача) затрудняет, а порой совсем пре­граждает путь к успеху.

Оглавление