Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

тивников и стараются не смотреть на мяч. Слово, жест партнеров показывают спортсмену, что партнер (или партнеры) готов или намерен действовать определенным образом и требует от него также определенных действий.

Жестовой коммуникации в гандболе меньше по срав­нению с баскетболом, так как гандболистам труднее дей­ствовать скрытно: после атаки противники сразу же воз­вращаются в свою зону и в воротах стоит вратарь.

Преобладание речевых форм общения в спортивно-игровой деятельности, и особенно в волейболе, подтвер­дили наблюдение за формамиобщения волейболистов и опрос тренеров. Словесные сигналы применяются при об­щении как между взаимодействующими игроками, так и между тренером и игроками: 17 тренеров из 21 предпочли речевые формы общения игроков между собой, а 16 из 24 отметили эту же особенность, характеризуя межлич­ностные контакты тренера со спортсменами.

Беседы со спортсменами показывают, что предпочте­ние формы общения в процессе деятельности существенно зависит и от индивидуально-психологических особеннос­тей конкретного игрока, его возраста и пола.

В экспериментах М. Арджайл и других (1969—1970) в лабораторных условиях было показано, что на женщин сильнее действуют неречевые стимулы. Это совпадает с нашими наблюдениями, однако для подтверждения этого предложения в естественных условиях взаимосвязанной деятельности, участники которой хорошо знают друг дру­га и находятся в определенных отношениях, необходи­мы специальные исследования.

Обобщая основные характеристики речевых и нерече­вых средств общения, применяемых в спортивно-игровой деятельности, можно сказать, что внутригрупповая ком­муникация подчиняется двум основным принципам: прин­ципу экономичности и принципу избыточности. Оба они были описаны в рамках формальиойг теории связи при статистическом анализе абстрактных языков и письмен­ных текстов (работы К. Шеннона, 1951), главным обра­зом на уровне синтаксиса.

Принцип   экономичности в процессе совмест­ной деятельности проявляется в преимущественном    ис­пользовании лишь необходимых для взаимодействия со- _ общений, в специфическом отборе средств общения в конкретных ситуациях деятельности, свернутости, краткости, сжатости и информативной емкости сообщений.

Широкий набор средств общения взаимодействующих партнеров отражает условия деятельности, задачи взаи­модействия и подтверждает положение о том, что меж­личностное общение — это важный компонент групповое

Оглавление