Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕтивников и стараются не смотреть на мяч. Слово, жест партнеров показывают спортсмену, что партнер (или партнеры) готов или намерен действовать определенным образом и требует от него также определенных действий. Жестовой коммуникации в гандболе меньше по сравнению с баскетболом, так как гандболистам труднее действовать скрытно: после атаки противники сразу же возвращаются в свою зону и в воротах стоит вратарь. Преобладание речевых форм общения в спортивно-игровой деятельности, и особенно в волейболе, подтвердили наблюдение за формамиобщения волейболистов и опрос тренеров. Словесные сигналы применяются при общении как между взаимодействующими игроками, так и между тренером и игроками: 17 тренеров из 21 предпочли речевые формы общения игроков между собой, а 16 из 24 отметили эту же особенность, характеризуя межличностные контакты тренера со спортсменами. Беседы со спортсменами показывают, что предпочтение формы общения в процессе деятельности существенно зависит и от индивидуально-психологических особенностей конкретного игрока, его возраста и пола. В экспериментах М. Арджайл и других (1969—1970) в лабораторных условиях было показано, что на женщин сильнее действуют неречевые стимулы. Это совпадает с нашими наблюдениями, однако для подтверждения этого предложения в естественных условиях взаимосвязанной деятельности, участники которой хорошо знают друг друга и находятся в определенных отношениях, необходимы специальные исследования. Обобщая основные характеристики речевых и неречевых средств общения, применяемых в спортивно-игровой деятельности, можно сказать, что внутригрупповая коммуникация подчиняется двум основным принципам: принципу экономичности и принципу избыточности. Оба они были описаны в рамках формальиойг теории связи при статистическом анализе абстрактных языков и письменных текстов (работы К. Шеннона, 1951), главным образом на уровне синтаксиса. Принцип экономичности в процессе совместной деятельности проявляется в преимущественном использовании лишь необходимых для взаимодействия со- _ общений, в специфическом отборе средств общения в конкретных ситуациях деятельности, свернутости, краткости, сжатости и информативной емкости сообщений.
Широкий набор средств общения взаимодействующих партнеров отражает условия деятельности, задачи взаимодействия и подтверждает положение о том, что межличностное общение — это важный компонент групповое
|
||||||||||
|
||||||||||