Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

взаимосвязанной деятельности, которую оно обслужи­вает.

Условно можно выделить две большие группы средств общения: речевые и неречевые. В процессе взаимодейст­вия различные виды средств общения применяются как самостоятельно (например, только речевое или жестовое общение), так и комплексно. Особенности комплекс ног воздействия и относительной информативной значимости тех или иных средств общения представляют специальный интерес и требуют более обстоятельных исследова­ний. Тренер, работающий с конкретной командой в определенном виде спорта, познакомившись с достаточно под робной характеристикой средств общения в условиях спортивно-игровой деятельности, может ответить на еле дующие вопросы:

1.       Какие средства общения наиболее целесообразнь для его вида спорта и команды?

2.       Существуют ли речевые (жестикулярно-мимиче ские и моторные) сигналы, которые особенно желатель ны, но не применяются в команде?

3.       Каковы наиболее эффективные средства общеню для конкретных спортсменов при взаимодействии друг (: другом и при воздействиях тренера

4.       Когда и какие сигналы следует вводить при разучи; вании и совершенствовании совместных действий i команде?

Содержание обращений

Одной из важнейших психологических характеристик любого межличностного контакта является содержа ние обращений. Именно анализ содержания внутригруп пового общения наряду с анализом других его особенное тей позволяет лучше организовать совместную деятель; ность, разобраться в причинах рассогласования взаимо действия, межличностных конфликтов и т. д. Поэтом; следует систематически наблюдать за общением спорт сменов и анализировать его содержание с точки зрени! того, насколько оно соответствует или не соответствует за дачам деятельности, логике совместных действий.

С одной стороны, можно подробно записать, что и как

Оглавление