Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ(соответственно СССР, ГДР, Японии). Число обращений: Л—464 у выиг|{ших 1293 — у проигравших команд; Б — соответственно 2264, 2496; В — 6f4201; Г —1562; Д - 945; £-1869 > Несмотря на внутри- и межгрупповые различия обижания в командах различной подготовленности и класса, гулярно выступавших в различных по значимости туpax, наблюдался типичный «волейбольный» Как видно из рис. 4, профили внутригруппового обещания мужских волейбольных командах имеют много. В частности, почти во всех случаях в них преобладают побуждения. Анализ результатов наблюдения внутригрупповг общения показывает, что в целом для общения волей! листов (как и для баскетболистов и гандболистов) xapактерен типичный профиль, в котором отражены структура, логика и требования групповых совместных действий. Профили общения в женских и мужских волейбольных командах также очень сходны, только в женских командах несколько выше процент одобрений и меньше неодобрений, чем в мужских (табл. 3). Итак, сходные по структуре задачи порождают сходные проблемные ситуации, которые и приводят к необходимости совершенно определенных межличностных контактов. Интересно было бы выяснить, насколько обнаруженная закономерность в формальной характеристике содержания общения сохранится в командах, игроки которых будут выполнять одинаковую деятельность, но говорить на разных языках. Этот вопрос стал предметом специального исследования общения игроков команд — участниц первенства Европы по волейболу среди юниоров. Было проведено контролируемое наблюдение за шестью женскими и шестью мужскими волейбольными командами из 10 стран (СССР, НРБ, ГДР, ВНР, ПНР, ЧССР, Франции, Бельгии, СФРЮ и Нидерландов). Для повышения точности наблюдения при фиксации речевых и неречевых обращений игроков соревнующихся команд направленность контактов не учитывалась. За каждой командой были проведены наблюдения в четырех играх (от 12 до 17 партий). Всего было записано 24 игры (89 партий) —по 12 игр в командах юношей и девушек (табл. 4).
|
||||||||||
|
||||||||||