Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ, завершающего усилия всей команды, оценивается и переживается не только им самим, но и его товарищами, (роме того, поскольку игра не, ограничена во времени и (вьигрывает команда, первой набравшая по 15 очков в трех партиях, то каждый успех или неуспех соотносится ; конечным результатом. При этом ошибка игрока в любом элементе (прием мяча, передача, завершающий удар, [переход средней линии и др.) приводит к штрафному, или потере подачи, и мяч переходит к команде противника. В отличие от волейбола, в баскетболе и гандболе в содержании обращений явно преобладает ориентирующая шформация. Это связано со спецификой игр: несмотря на гносительиую стандартность игровых ситуаций, контакт : игроками противника и противоборство с ними вносят ! процесс взаимодействия большую по сравнению с волейболом неопределенность. Так, в защите баскетболист гандболист должен учитывать действия не только годопечного игрока, но и всех противников, действовать ; учетом всех перемещений (мяча, партнеров, противнике) и наиболее вероятных вариантов их продолжения; нападении игрок, почти в каждый игровой момент выполняет передачу или бросок. Поэтому общение в форме юнкретных указаний, подсказок значительно облегчает совместную ориентировочно-поисковую деятельность, выбор и осуществление решения. Ориентирующая информация компенсирует затруднения, возникающие у игрока при поиске оптимального варианта продолжения игрового взаимодействия. Более низкий по сравнению с волейболом процент побуждений в структуре общения баскетболистов и гандболистов связан с тем, что в этих видах игр не каждый эпизод заканчивается выигрышем или проигрышем очка, заимодействие более равномерно, нет резких перерывов
в деятельности. Поражение или победа команды стад вятся, как правило, ощутимы лишь к концу игры. Это обстоятельством, а также отсутствием перерывов в объясняется меньший по сравнению с волейболом процент оценок и сооценок в структуре общения баскетболистов и гандболистов. Рис. 4. Профили внутригруппового общения в мужских ; ных командах различного класса:д _ внутриинститутские команды; Б — команды вузов Ленинграда; iкоманды класса А; Г, Д, Е — национальные сборные олимпийские кома?
|
|||||||||||
|
|||||||||||