Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕговорят общающиеся спортсмены при решении определенной двигательной задачи, и подвергнуть это дальнейшему содержательному анализу. С другой стороны, особенно когда нас интересуют общие закономерности того или иного вида спорта, можно по специально разработанной схеме наблюдать, насколько часто партнеры обмениваются обращениями определенных содержательных категорий. Именно такой путь и был выбран автором при исследовании общения в спотивных играх. При сопоставлении особенностей внутригруппового общения в процессе соревновательной деятельности были записаны официальные игры волейбольных, баскетбольных и гандбольных команд в первенствах СССР и в чемпионатах Ленинграда (полное описание схемы наблюдения приведено в главе о методах исследования общения). В результате обработки материалов наблюдения по выделенным категориям были установлены типичные «профили» общения участников, решающих задачи в трех видах совместной спортивно-игровой деятельности (табл.2).
Сравнение профилей внутригруппового общения в .трех видах спортивных игр показывает, что характер общения в волейболе существенно отличается от характера общения в баскетболе и гандболе. Профили же общения в баскетболе и гандболе в значительной мере сходны (рис. 3). Побуждения (категория 2) явно преобладают в структуре общения волейболистов, так как им постоянно приходится следить за меняющимися игровыми ситуациями, длительное время сохраняя высокую устойчивость внимания. Быстротечные ситуации во время игровых эпизодов, число которых достигает 350—400 за игру из пяти партий, чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. В результате более быстро наступает утомление и ухудшается внимание. Это вызывает необходимость более широко использовать такие способы общения, как напоминание и внешняя стимуляция. Волейболисты чувствуют по соотношению в счете очков приближение победы или поражения. Это также увеличивает количество побуждений в их межигровых связях. Несмотря на относительную стандартность игровых ситуаций, в ходе взаимодействия спортсменам приходит- ся уточнять, изменять и согласовывать свои действия. Поэтому значительное место в общении волейболистов (анимает «ориентирующая» информация (категория!). Сравнительно высокий процент оценок и сооценок в структуре общения (положительная и отрицательная оцегочно-экспрессивная — категории 3 и 4) —следствие то что в волейболе каждый игровой эпизод, состоящий из шределенной последовательности взаимосвязанных действий, обязательно заканчивается выигрышем или проигрышем очка или подачи, а успех или неудача спортсменa
|
||||||||||
|
||||||||||