Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

говорят общающиеся спортсмены при решении оп­ределенной двигательной задачи, и подвергнуть это даль­нейшему содержательному анализу. С другой стороны, особенно когда нас интересуют общие закономерности того или иного вида спорта, можно по специально разра­ботанной схеме наблюдать, насколько часто партнеры об­мениваются обращениями определенных содержательных категорий. Именно такой путь и был выбран автором при исследовании общения в спотивных играх.

При сопоставлении особенностей внутригруппового общения в процессе соревновательной деятельности были записаны официальные игры волейбольных, баскетболь­ных и гандбольных команд в первенствах СССР и в чем­пионатах Ленинграда (полное описание схемы наблюде­ния приведено в главе о методах исследования общения).

В результате обработки материалов наблюдения по выделенным категориям были установлены типичные «профили» общения участников, решающих задачи в трех видах совместной спортивно-игровой деятельности (табл.2).

Сравнение профилей внутригруппового общения в .трех видах спортивных игр показывает, что характер об­щения в волейболе существенно отличается от характера общения в баскетболе и гандболе. Профили же общения в баскетболе и гандболе в значительной мере сходны (рис. 3).

Побуждения (категория 2) явно преобладают в струк­туре общения волейболистов, так как им постоянно приходится следить за меняющимися игровыми ситуациями, длительное время сохраняя высокую устойчивость вни­мания. Быстротечные ситуации во время игровых эпизо­дов, число которых достигает 350—400 за игру из пяти партий, чередуются с перерывами, когда мяч находится вне игры. В результате более быстро наступает утомле­ние и ухудшается внимание. Это вызывает необходимость более широко использовать такие способы общения, как напоминание и внешняя стимуляция. Волейболисты чув­ствуют по соотношению в счете очков приближение побе­ды или поражения. Это также увеличивает количество побуждений в их межигровых связях.

Несмотря на относительную стандартность   игровых ситуаций, в ходе взаимодействия спортсменам приходит-

ся уточнять, изменять и согласовывать свои действия. Поэтому значительное место в общении волейболистов (анимает «ориентирующая» информация   (категория!).

Сравнительно высокий процент оценок и сооценок в структуре общения (положительная и отрицательная оцегочно-экспрессивная — категории 3 и 4) —следствие то что в волейболе каждый игровой эпизод, состоящий из шределенной последовательности взаимосвязанных дей­ствий, обязательно заканчивается выигрышем или проигрышем очка или подачи, а успех или неудача спортсменa

Оглавление