Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

В спорте, за исключением отдельных исследований (Р. Л. Кричевский, 1968; П. Парлеба, 1971, В. Н. Румян­цева, 1975, Ю. Л. Ханин, 1967—1975), средства общения систематически не изучались. Более благополучно обсто­ит дело с изучением общения в спортивных играх. Далее подробно описаны традиционно выделяемые речевые, неречевые и комбинированные средства общения,

Среди речевых средств общения можно выде­лить следующие варианты.

1.       Произнесение имени партнера с целью: а) привлечь его внимание; б) обозначить вполне определенную ком­бинацию; в) подтвердить свою готовность действовать определенным образом; г) побудить партнера действо­вать определенным образом.

2.       Называние комбинации при планировании дейст­вий («крест», «растяжка», «сдвижка» и др.).

3.  Сообщение о предполагаемых действиях    (намерении, готовности): а) своих, б) партнера («я», «ты», «на

месте», «сзади», «сразу»).

4.      Сообщение о местоположении: а) своем, б) партне­ров («я здесь», «поменялись», «иди в шестой», «ты в пя­том», «я выйду» и т. п.).

5.      Указание на желаемые действия партнера (направ­ление и высоту передачи — «короткую», «прострел», «взвесь» и др.; страховку — «посиди сзади»; блокирова­ние— «плотнее», «ход», «линию»).

6.      Оценка (положительная и отрицательная) действий партнеров («хорошо», «здорово», «вот так»).

7.      Побуждения действовать, активизироваться, уско­рить темп игры («внимательнее», «резче», «быстрее», «еще» и т. д.).

Таким образом, речевые средства общения позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, мыслей и устрем­лений участников деятельности.

Оглавление