Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

Насколько их представления о путях решения раз­личных двигательных задач совпадают или не совпа­дают?

5.       Каковы статусно-ролевые отношения взаимодейст­вующих партнеров?

Только ответив хотя бы на часть этих вопросов, можно понять и объяснить, как участники совместной деятель­ности воспринимают происходящее, оценивают вклад партнера и свой собственный вклад в решение обще груп­повой задачи и выступают соответственно объектом илисубъектом общения.     .

Но сначала обратимся к основным характеристикам общения взаимодействующих партнеров.

* Чаще всего, общение происходит между двумя, реже между тре­мя партнерами. Подробнее о личностно и социально (ко всей коман­де) ориентированном общении см. в разделе о направленности об­ращений.

Средства общения

Средствами общения являются любые мате­риальные сигналы, сознательно и намеренно применяе­мые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокуп­ность конвенциально разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и спо­собов общения составляет код или систему кодов. Сред­ства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, намерени­ях участников деятельности и преобразовывать сообще­ния из одной формы в другую.

Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обо­снованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий участников. Тренер должен знать, с помощью каких именно средств осуществляется межличностный контакт партнеров и ка­кие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций взаимодействия и для конкретных спортсменов.

Однако проблема средств общения в условиях сов­местной деятельности, по существу, не изучена. Первой и пока единственной экспериментальной попыткой изуче­ния общения в естественных условиях трудовой деятель­ности с бригадной организацией труда является работа румынского психолингвиста Т. Слама-Казаку (1964)', ко­торая, в частности, рассмотрела особенности средств общения при сельскохозяйственных работах, на рыбном промысле, лесозаготовках, горных работах, нефтедобыче, строительстве, железнодорожном транспорте, телевиде­нии. В исследовании анализировалось так же, как различ­ные средства общения изменяются под влиянием требо­ваний и условий труда.

Оглавление