Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕНасколько их представления о путях решения различных двигательных задач совпадают или не совпадают? 5. Каковы статусно-ролевые отношения взаимодействующих партнеров? Только ответив хотя бы на часть этих вопросов, можно понять и объяснить, как участники совместной деятельности воспринимают происходящее, оценивают вклад партнера и свой собственный вклад в решение обще групповой задачи и выступают соответственно объектом илисубъектом общения. . Но сначала обратимся к основным характеристикам общения взаимодействующих партнеров. * Чаще всего, общение происходит между двумя, реже между тремя партнерами. Подробнее о личностно и социально (ко всей команде) ориентированном общении см. в разделе о направленности обращений. Средства общения Средствами общения являются любые материальные сигналы, сознательно и намеренно применяемые субъектом для передачи некоторой информации и воздействия на другого субъекта (субъектов). Совокупность конвенциально разработанных и применяемых в соответствии с определенными правилами сигналов и способов общения составляет код или систему кодов. Средства общения, организованные в чистый (языковый) или смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, намерениях участников деятельности и преобразовывать сообщения из одной формы в другую. Для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности действий участников. Тренер должен знать, с помощью каких именно средств осуществляется межличностный контакт партнеров и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций взаимодействия и для конкретных спортсменов. Однако проблема средств общения в условиях совместной деятельности, по существу, не изучена. Первой и пока единственной экспериментальной попыткой изучения общения в естественных условиях трудовой деятельности с бригадной организацией труда является работа румынского психолингвиста Т. Слама-Казаку (1964)', которая, в частности, рассмотрела особенности средств общения при сельскохозяйственных работах, на рыбном промысле, лесозаготовках, горных работах, нефтедобыче, строительстве, железнодорожном транспорте, телевидении. В исследовании анализировалось так же, как различные средства общения изменяются под влиянием требований и условий труда.
|
|||||||||
|
|||||||||