Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕсогласовании, оценке действий или поведения определенного спортсмена. При социально-ориентированном общении обращения формальных и неформальных лидеров к команде как целому (к нескольким участникам деятельности) направлены, как правило, на организацию командных и групповых действий, активизацию нескольких игроков или всей команды. Специфика личности о-ориентированного общения, по крайней мере по внешне наблюдаемой форме, особенно четко проявляется при сопоставлении внутриколлективных связей с ролевой структурой команды.
В ролевой структуре команды, как известно, закреплены особенности функций спортсменов, взаимосвязь их совместных действий, вытекающие из конкретных задач. В волейболе, баскетболе и гандболе (как и в любом другом виде спортивно-игровой и вообще групповой деятельности) особенности ролевой структуры проявляются в характере и соподчиненности совместных действий игроков, в их размещении на площадке. Так, коллективные действия в волейбольной команде складываются из взаимодействия игроков внутри линий нападения и защиты и между линиями (выполнение группового блока, взаимная страховка и передача мяча). При этом спортсмену чаще приходится взаимодействовать со своими партнерами внутри линии и с ближайшим партнером из другой линии. Так, игрок 1 согласует свои действия с партнерами 6 и 5 внутри линии и обеспечивает страховку партнера 2 из линии нападения. Необходимость взаимодействия с ближайшими партнерами, вытекающая из логики и структуры совместной деятельности, является особенностью спортивно-игровой деятельности и не зависит от способов расстановки игроков в. различных фазах игры. Как видно из рис. 5, все игроки основного состава коммуникативно связаны со своими партнерами. Интенсивность связей неравномерна: все игроки чаще общаются со своими партнерами внутри линии и с ближайшим партнером из другой линии (игроки 1, 2, 5 и 4). Вспомогательные нападающие 3 и 6 общаются главным образом со своими партнерами внутри линии, с которыми им чаще приходится взаимодействовать. Таким образом, чем чаще игрокам приходится взаимодействовать друг с другом, тем чаще у них возникает объективная необходимость в общении, поскольку им приходится планировать совместные действия, согласовывать и уточнять их в зависимости от изменений в игровой ситуации. Из изложенного видно, что внешняя ориентированность общения отражает условия и специфику задач деятельности. Личностно-ориентированные обращения используются преимущественно при планировании, согласовании и оценке совместных действий, тогда как при побуждениях чаще используются безличные (социально-ориентированные) формы обращений. Другой фактор ориентированности внутриколлективных связей — «равномерность — неравномерность», — который оценивается по соотношению инициируемых и получаемых обращений, дает представление об активном и пассивном кругах общения в группе. Преобладание активного или пассивного общения игрока (ко- 01
|
||||||||||
|
||||||||||