Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

согласовании, оценке действий или поведения определен­ного спортсмена. При социально-ориентированном обще­нии обращения формальных и неформальных лидеров к команде как целому (к нескольким участникам деятель­ности) направлены, как правило, на организацию команд­ных и групповых действий, активизацию нескольких игро­ков или всей команды.

Специфика личности о-ориентированного общения, по крайней мере по внешне наблюдаемой фор­ме, особенно четко проявляется при сопоставлении внутриколлективных связей с ролевой структурой команды.

 

В ролевой структуре команды, как известно, закреп­лены особенности функций спортсменов, взаимосвязь их совместных действий, вытекающие из конкретных задач. В волейболе, баскетболе и гандболе (как и в любом дру­гом виде спортивно-игровой и вообще групповой деятель­ности)   особенности  ролевой  структуры  проявляются в характере и соподчиненности совместных действий игро­ков, в их размещении на площадке. Так, коллективные действия в волейбольной команде складываются из взаи­модействия игроков внутри линий нападения и защиты и между линиями (выполнение группового блока, взаим­ная страховка и передача мяча). При этом спортсмену чаще приходится взаимодействовать со своими партне­рами внутри линии и с ближайшим партнером из другой линии. Так, игрок 1 согласует свои действия с партнера­ми 6 и 5 внутри линии и обеспечивает страховку партне­ра 2 из линии нападения. Необходимость взаимодействия с ближайшими партнерами,   вытекающая   из   логики и структуры совместной деятельности, является особенно­стью спортивно-игровой   деятельности  и   не зависит от способов расстановки игроков в. различных фазах игры. Как видно из рис. 5, все игроки основного состава коммуникативно связаны со своими партнерами. Интен­сивность связей неравномерна:  все игроки чаще обща­ются со своими партнерами внутри линии и с ближайшим партнером из другой линии (игроки 1, 2, 5 и 4). Вспомо­гательные нападающие 3 и 6 общаются главным образом со своими партнерами внутри линии, с которыми им чаще приходится взаимодействовать. Таким образом, чем ча­ще игрокам приходится взаимодействовать друг с дру­гом, тем чаще у них возникает   объективная   необ­ходимость  в   общении,   поскольку   им    приходится планировать совместные действия, согласовывать и уточ­нять их в зависимости от изменений в игровой ситуации. Из  изложенного  видно, что  внешняя  ориентирован­ность общения отражает условия и специфику задач дея­тельности.   Личностно-ориентированные   обращения   ис­пользуются преимущественно при планировании, согла­совании и оценке совместных действий, тогда как при побуждениях чаще используются безличные (социально-ориентированные)   формы обращений.

Другой фактор ориентированности внутриколлективных связей — «равномерность — неравномерность», — ко­торый   оценивается   по   соотношению   инициируемых и

получаемых обращений, дает представление об актив­ном и пассивном кругах общения в группе. Преоб­ладание активного или пассивного общения игрока (ко-

01

Оглавление