Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

Сходство и относительную устойчивость содержания общения можно объяснить сходством и стереотипностью коммуникативных задач и целей общения, которые тесно связаны с целями и задачами спортивно игровой деятель­ности. Содержание общения спортсменов отражает мо­тивы и условия их взаимодействия.

Таким образом, можно предположить, что профиль общения, как обобщенная формализованная количест­венная характеристика содержания межличностных кон­тактов, отражает прежде всего особенности деятельности членов команды. Профиль по преобладанию (смысловой нагрузке, содержанию) категорий позволяет судить о специфике и особенностях проблемных ситуаций, порож­дающих необходимость в высказываниях определенного содержания, ориентированности и формы.

Именно поэтому уместно говорить о вынужденно­сти межличностного общения в стандартных ситуаци­ях, где оно необходимо для перестройки или поддержа­ния нормального хода взаимодействия.

В сходных по структуре видах деятельности можно предположить сходные стандартные ситуации взаимодей­ствия, в которых возникают типичные проблемные си­туации. Специфика проблемных ситуаций, по-видимому, определяется в первую очередь условиями деятельности и ее операциональным составом (уровнем сложности и т. д.).

Определенный вид проблемных ситуаций требует оп­ределенных средств, формы и содержания общения. Поэтому содержание обращений («что говорят») в сход­ных ситуациях взаимодействия сходно в видах деятель­ности со сходной структурой (баскетбол и гандбол) и различно в видах деятельности, отличающихся по усло­виям и задачам.

Это предположение подтверждают и результаты наб­людения за общением людей, выполняющих различные задачи в рамках одного вида деятельности. Несмотря на сходство общего профиля общения, например гандбо­листов, содержание и форма их обращений, как показы-

вает исследование Л. Львовой *, различаются в зависи­мости от того, выполняются ли защитные или атакующие

действия.

Какова же временная   соотнесенность общения

с взаимодействием?

Известно, что игровая деятельность представляет со­бой последовательность отдельных эпизодов**. Каждый эпизод предполагает определенные индивидуальные и коллективные действия.

Оглавление