Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

В предыдущей главе были даны самые общие пред­ставления о межличностном общении, его видах, функ­циях и значении для повышения эффективности взаимо­действия. В этой главе основное внимание мы уделим анализу психологических характеристик общения взаимо­действующих партнеров, главным образом в условиях спортивно-игровой деятельности*. Тренеру важно знать, как реально протекает процесс общения в условиях тре­нировочной и соревновательной деятельности, каковы средства общения и содержание обращений, направлен­ность межличностных контактов и критерии их продук­тивности или непродуктивности. Без этого невозможно разобраться в проблемах, которые возникают при работе с командой.

Первый вопрос, который следует задать, прежде чем пытаться детально анализировать особенности межлич­ностного общения спортсменов, заключается в том, какой

* Здесь и далее используются материалы исследований, которые автор проводил в волейбольных, гандбольных, баскетбольных и фут­больных командах. Кроме того, наблюдения велись за фигуристами, гимнастами, альпинистами и гребцами. Эксперименты по управлению индивидуальным и групповым поведением были проведены в 25 коман­дах (2! волейбольной и 4 баскетбольных). В общей сложности обсле­довано 119 команд (65 мужских и 54 женских) и 987 спортсменов. Помимо этого опрошено 1006 спортсменов и тренеров.

вид их непосредственных контактов надо изучать. Ведь, как уже отмечалось, спортсмены могут общаться и в ходе совместной деятельности (тренировочной и соревнова­тельной), и вне ее, с товарищами по команде, с непосред­ственными партнерами, с тренером, с членами других групп и коллективов, с соперниками, судьями и т. д. Каж­дый из этих видов общения имеет особое значение для спортсмена, является составной частью той микросреды, • в условиях которой формируется личность спортсмена, его социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Так как систематические исследования общения в спорте только начинаются, развернутая характеристика всех межличностных контактов спортсмена как члена спортив­ного коллектива, видимо, задача будущего. Однако уже сейчас мы можем рассмотреть особенности межличност­ного общения спортсменов в «стандартных ситуациях» совместной деятельности.

Ситуация общения взаимодействующих партнеров

В любом виде спорта, а особенно в спортивно-игровых и командных видах, можно выделить стандартные ситуа­ции, участники которых общаются непосредственно в хо­де решения общегрупповой задачи. Первостепенное зна­чение для понимания роли межличностных контактов во взаимодействующей команде имеет их «привязанность» к целям и задачам совместной деятельности, к специфи­ческим условиям взаимодействия партнеров. Поэтому прежде, чем рассматривать особенности общения в команде (их содержание, направленность, средства об­щения), охарактеризуем хотя бы кратко условия совмест­ной деятельности, в которых возникает и развертывается процесс общения.

Оглавление