Психология общения в спорте

Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

(чаще всего в начале игрового эпизода при приеме мяча, подаче, переходе средней линии), и партнеры, особенно если это молодой игрок, к которому хорошо относятся, поддерживают его или вообще не реагируют.

Иная психологическая ситуация возникает при так называемых «групповых» ошибках (при постановке груп­пового блока, взаимной страховке или тогда, когда дей­ствия игрока завершают действие команды: удары в сет­ку, в аут, в блок после хорошей передачи или с трудом принятого мяча). В этом случае «виноваты» в ошибке двое или трое спортсменов, кто-то из них в большей или меньшей степени. От поведения и действий любого из них может существенно зависеть дальнейшее развитие ситуации, часто результат всей игры.

Характерно, что после «групповых» ошибок игрока не только реже успокаивают, ободряют (1,1%), но и выра­жают ему неодобрение, упрекают в 2,5 раза чаще, чем после индивидуальных (69 и 28,2% соответственно).

В целом же на долю неодобрений непосредственно после игрового эпизода приходится 90,2% всех обраще­ний. Иногда игроки выражают свое недовольство и пос­ле успешных действий партнеров (2,8%), однако при этом оценивается не сам результат, а некачественное выполнение отдельных связок в начале эпизода или при несовпадении планируемого и действительного протека­ния процесса игрового взаимодействия.

В некоторых случаях сразу же после игрового эпизода происходит уточнение последующих действий: «ему надо позже» (ставить блок), «давай плотнее и линию» (плот­нее блок и закрыть зону 1), «посиди сзади» (не выходи рано на страховку блокирующих). Причем ориентирую­щие обращения составляют 10,2%, реже встречаются побуждения («давай», «быстрее», «сразу», «не сто­ять») — 1,7%.

Непосредственно перед началом игрового эпизода, до ввода мяча в игру и начала взаимодействия игроки пла­нируют свои последующие совместные действия, и поэто­му в структуре их общения в этот момент преобладает ориентирующая информация — 59,6% («если получится, давай сразу», «сыграем крест», «дай пошире» и т. д.). Побуждения составляют 27,8% («внимательнее прием», «не стоять», «не отпускать», «еще очко» и др.), оценки —

лишь 1,8%.

Все это свидетельствует о неразрывности про­цессов общения и взаимодействия по параметру времен­ной соотнесенности. Участники совместной деятельности устанавливают и поддерживают межличностный контакт по мере надобности непосредственно перед определенны-

 


Оглавление