Психология общения в спорте Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ(чаще всего в начале игрового эпизода при приеме мяча, подаче, переходе средней линии), и партнеры, особенно если это молодой игрок, к которому хорошо относятся, поддерживают его или вообще не реагируют. Иная психологическая ситуация возникает при так называемых «групповых» ошибках (при постановке группового блока, взаимной страховке или тогда, когда действия игрока завершают действие команды: удары в сетку, в аут, в блок после хорошей передачи или с трудом принятого мяча). В этом случае «виноваты» в ошибке двое или трое спортсменов, кто-то из них в большей или меньшей степени. От поведения и действий любого из них может существенно зависеть дальнейшее развитие ситуации, часто результат всей игры. Характерно, что после «групповых» ошибок игрока не только реже успокаивают, ободряют (1,1%), но и выражают ему неодобрение, упрекают в 2,5 раза чаще, чем после индивидуальных (69 и 28,2% соответственно). В целом же на долю неодобрений непосредственно после игрового эпизода приходится 90,2% всех обращений. Иногда игроки выражают свое недовольство и после успешных действий партнеров (2,8%), однако при этом оценивается не сам результат, а некачественное выполнение отдельных связок в начале эпизода или при несовпадении планируемого и действительного протекания процесса игрового взаимодействия. В некоторых случаях сразу же после игрового эпизода происходит уточнение последующих действий: «ему надо позже» (ставить блок), «давай плотнее и линию» (плотнее блок и закрыть зону 1), «посиди сзади» (не выходи рано на страховку блокирующих). Причем ориентирующие обращения составляют 10,2%, реже встречаются побуждения («давай», «быстрее», «сразу», «не стоять») — 1,7%. Непосредственно перед началом игрового эпизода, до ввода мяча в игру и начала взаимодействия игроки планируют свои последующие совместные действия, и поэтому в структуре их общения в этот момент преобладает ориентирующая информация — 59,6% («если получится, давай сразу», «сыграем крест», «дай пошире» и т. д.). Побуждения составляют 27,8% («внимательнее прием», «не стоять», «не отпускать», «еще очко» и др.), оценки — лишь 1,8%. Все это свидетельствует о неразрывности процессов общения и взаимодействия по параметру временной соотнесенности. Участники совместной деятельности устанавливают и поддерживают межличностный контакт по мере надобности непосредственно перед определенны-
|
||||||||||
|
||||||||||