Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

Щедровицкий. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. — В сб.

При таком подходе сами люди рассматриваются как принадлежащие к деятельности, включенные в нее в ка­честве элементов наряду с машинами, материалами, зна­ками, социальными организациями и т. п. Все эти элемен­ты различным образом связаны друг с другом. А деятель­ность определяется прежде всего   как   очень   сложная структура, составленная из разнородных элементов и свя­зей между ними, или, точнее, полиструктура, т. е. очень многие как бы наложенные    друг на друга    структуры,  каждая из которых, в свою очередь, состоит из многих частичных структур и подчинена строгой иерархии. Кон­цепция Г. П. Щедровицкого была частично реализована в серии психолого-педагогических экспериментов под ру­ководством С. Г. Якобсон. В результате был    выдвинут тезис о необходимости нормативного подхода к изучению внутригрупповых отношений, возникающих    в процессе совместной деятельности, с точки зрения того, «что каж­дый человек должен сделать, чтобы быть членом соци­альной системы». Сами взаимоотношения   рассматрива­ются в этих экспериментах не как вопрос   об условиях, при которых они возникают, а как проблема их функции и места в процессе совместной деятельности»*. При этом объективная обусловленность взаимоотношений особен­ностями совместной деятельности проявляется в том, что «первым 'условием возникновения взаимоотношений, ко­торые подчиняются вещно-продуктивной стороне, явля­ется выполнение разными людьми связанных между со­бой преобразований».

Общий вывод, вытекающий из результатов этих экспе­риментов, выполненных на выборке детей, о том, что «логика совместной деятельности требует определенных форм межличностных взаимоотношений, диктует взаимо.

«Обучение и развитие». Материалы к симпозиуму. М., «Просвещение», 1966, с. 89—119. См. также Г. П. Щ е д р о в и ц к и й. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. — В сб. «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проек­тировании (теория и методология)». М., Стройиздат, 1975, с. 9—177. * См. подробнее С. Г. Якобсон, Н. Ф. П р о к и н а. Организо­ванность и условия ее формирования у младших школьников М., «Просвещение», 1967, а также С. Г. Якобсон, К. Ф. Буадзе. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей. «Вопросы психологии», 1968, № 6; С. Г. Якобсон. Взаимоотноше­ния детей в совместной деятельности. -— В сб. «Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания». М., НИИОП АПН, 1976, с. 41—59.

отношения, подчиняя себе индивидуальные тенденции остальных детей», представляется достаточно продуктив­ным не только при изучении межличностного общения младших школьников, но и при анализе коммуникатив­ного поведения участников других видов значимой сов­местной деятельности.

3. И, наконец, третий, наиболее перспективный подход, тесно связанный с идеей нормативной и деятельностной обусловленности межличностных влияний членов групп

Оглавление