Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!Щедровицкий. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. — В сб. При таком подходе сами люди рассматриваются как принадлежащие к деятельности, включенные в нее в качестве элементов наряду с машинами, материалами, знаками, социальными организациями и т. п. Все эти элементы различным образом связаны друг с другом. А деятельность определяется прежде всего как очень сложная структура, составленная из разнородных элементов и связей между ними, или, точнее, полиструктура, т. е. очень многие как бы наложенные друг на друга структуры, каждая из которых, в свою очередь, состоит из многих частичных структур и подчинена строгой иерархии. Концепция Г. П. Щедровицкого была частично реализована в серии психолого-педагогических экспериментов под руководством С. Г. Якобсон. В результате был выдвинут тезис о необходимости нормативного подхода к изучению внутригрупповых отношений, возникающих в процессе совместной деятельности, с точки зрения того, «что каждый человек должен сделать, чтобы быть членом социальной системы». Сами взаимоотношения рассматриваются в этих экспериментах не как вопрос об условиях, при которых они возникают, а как проблема их функции и места в процессе совместной деятельности»*. При этом объективная обусловленность взаимоотношений особенностями совместной деятельности проявляется в том, что «первым 'условием возникновения взаимоотношений, которые подчиняются вещно-продуктивной стороне, является выполнение разными людьми связанных между собой преобразований». Общий вывод, вытекающий из результатов этих экспериментов, выполненных на выборке детей, о том, что «логика совместной деятельности требует определенных форм межличностных взаимоотношений, диктует взаимо. «Обучение и развитие». Материалы к симпозиуму. М., «Просвещение», 1966, с. 89—119. См. также Г. П. Щ е д р о в и ц к и й. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. — В сб. «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)». М., Стройиздат, 1975, с. 9—177. * См. подробнее С. Г. Якобсон, Н. Ф. П р о к и н а. Организованность и условия ее формирования у младших школьников М., «Просвещение», 1967, а также С. Г. Якобсон, К. Ф. Буадзе. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности детей. «Вопросы психологии», 1968, № 6; С. Г. Якобсон. Взаимоотношения детей в совместной деятельности. -— В сб. «Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания». М., НИИОП АПН, 1976, с. 41—59. отношения, подчиняя себе индивидуальные тенденции остальных детей», представляется достаточно продуктивным не только при изучении межличностного общения младших школьников, но и при анализе коммуникативного поведения участников других видов значимой совместной деятельности. 3. И, наконец, третий, наиболее перспективный подход, тесно связанный с идеей нормативной и деятельностной обусловленности межличностных влияний членов групп
|
|||||||||
|
|||||||||