Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

* Ср. с аналогичным выделением межличностных отношений по «горизонтальному» и «вертикальному» контурам (Е. С. Кузьмин. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967).

ствующие решению задач деятельности; г) нежелатель­ное общение — межличностные контакты, затрудняющие достижение задач совместной деятельности или воспи­тания.

Нетрудно заметить, что общение последней категории имеет отношение к вопросу о продуктивности и непро­дуктивности межличностных контактов и к критериям их

оптимальности. Непосредственное или опосредованное влияние того или иного вида общения может выразиться в достижении определенного результата деятельности (высокого или низкого), благоприятных или неблагопри­ятных социально-психологических и психолого-педагоги­ческих сдвигов либо того и другого (рис. 2).

Из рисунка видно, что психологические проблемы об­щения в спорте могут исследоваться на самых разных уровнях и в связи с самым широким кругом вопросов психологии обучения, воспитания и достижения высокого результата.

Так как невозможно с одинаковой полнотой рассмот­реть даже часть этих вопросов, речь в дальнейшем пой­дет главным образом о деятельностном (деловом) обще­нии участников совместной деятельности чаще всего в ус­ловиях соревнований. Естественно, что мы коснемся проблемы средств общения, его содержательной харак­теристики, направленности и критериев оптимальности. Однако прежде рассмотрим функции общения как ком­понента совместной деятельности, а также существующие подходы к изучению межличностных контактов вообще.

Функции, общения

Даже самые общие представления о назначении ком­муникативных связей участников совместной деятельнос­ти, о возможностях общения при решении различных за­дач, стоящих перед тренером или психологом, позволяют полнее оценить оптимальность социально-писхологических условий воспитания, обучения и подготовки спорт­сменов.

Анализ существующей литературы, а также изучение специфики спортивной деятельности позволяют выде­лить следующие основные функции межличностного об­щения:

1. Функция социально-психологическо­го отражения.

Оглавление