Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!* Ср. с аналогичным выделением межличностных отношений по «горизонтальному» и «вертикальному» контурам (Е. С. Кузьмин. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967). ствующие решению задач деятельности; г) нежелательное общение — межличностные контакты, затрудняющие достижение задач совместной деятельности или воспитания. Нетрудно заметить, что общение последней категории имеет отношение к вопросу о продуктивности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности. Непосредственное или опосредованное влияние того или иного вида общения может выразиться в достижении определенного результата деятельности (высокого или низкого), благоприятных или неблагоприятных социально-психологических и психолого-педагогических сдвигов либо того и другого (рис. 2). Из рисунка видно, что психологические проблемы общения в спорте могут исследоваться на самых разных уровнях и в связи с самым широким кругом вопросов психологии обучения, воспитания и достижения высокого результата. Так как невозможно с одинаковой полнотой рассмотреть даже часть этих вопросов, речь в дальнейшем пойдет главным образом о деятельностном (деловом) общении участников совместной деятельности чаще всего в условиях соревнований. Естественно, что мы коснемся проблемы средств общения, его содержательной характеристики, направленности и критериев оптимальности. Однако прежде рассмотрим функции общения как компонента совместной деятельности, а также существующие подходы к изучению межличностных контактов вообще. Функции, общения Даже самые общие представления о назначении коммуникативных связей участников совместной деятельности, о возможностях общения при решении различных задач, стоящих перед тренером или психологом, позволяют полнее оценить оптимальность социально-писхологических условий воспитания, обучения и подготовки спортсменов. Анализ существующей литературы, а также изучение специфики спортивной деятельности позволяют выделить следующие основные функции межличностного общения: 1. Функция социально-психологического отражения.
|
|||||||||
|
|||||||||