Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

Общение возникает как результат и как форма «объективированного» (по А. Н. Леонтьеву, 1965), сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что глав­ным образом через речевую и другие формы сигнализа­ции элементы ситуации взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным спортсменом, становятся «данностью» (по С. Л. Рубинштейну) для его партнеров. Общение выступает не столько как обмен информацией («индивидуальными данностями»), сколько как процесс взаимного воздействия и влияния. В зависимости от ха­рактера этих взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и коли­чественной сторон «индивидуального» отражения с обра­зованием «коллективной данности» как формы коллек­тивного мышления спротсменов или, напротив, столкно­вение «данностей», их нейтрализация,   подавление, как

это бывает при межличностных конфликтах и неадекват­ных взаимовлияниях (прекращении общения).

2.  Регулятивная функция. Б процессе обще­ния осуществляется непосредственное или опосредован­ное воздействие (или влияние) на партнера  с целью изменения или сохранения на том же уровне: а) его пове­дения; б) действий; в) состояния; г) общей активности;д) особенностей восприятия; е) системы ценностей илиотношений.

Регулятивная функция позволяет организовывать сов­местные действия, планировать и согласовывать, коорди­нировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов команды. Регуляция поведения и деятельности яв­ляется целью межличностной коммуникации как компо­нента предметной деятельности и конечным ее результа­том. Именно осуществление этой важнейшей функции общения позволяет оценить эффект общения, его продук­тивность или непродуктивность.

3.      Познавательнная функци я межличностно­го общения заключается в том, что вследствие система­тических контактов в ходе совместной деятельности парт­неры приобретают самые разные знания о себе самих, о своих партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач и т. д. Овладе­ние соответствующими умениями и навыками, возможная компенсация недостаточных знаний у отдельных спорт­сменов, и достижение ими необходимого взаимопонима­ния обеспечиваются именно познавательной функцией об­щения в сочетании с функцией социально-психологичес­кого отражения.

4.   Экспрессивная фу нкци я. Различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональ­ные состояния и переживания спортсменов часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразный способ выражения своего отношения к про­

Оглавление