Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!Общение возникает как результат и как форма «объективированного» (по А. Н. Леонтьеву, 1965), сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что главным образом через речевую и другие формы сигнализации элементы ситуации взаимодействия, воспринятые и переработанные отдельным спортсменом, становятся «данностью» (по С. Л. Рубинштейну) для его партнеров. Общение выступает не столько как обмен информацией («индивидуальными данностями»), сколько как процесс взаимного воздействия и влияния. В зависимости от характера этих взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон «индивидуального» отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления спротсменов или, напротив, столкновение «данностей», их нейтрализация, подавление, как это бывает при межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения). 2. Регулятивная функция. Б процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (или влияние) на партнера с целью изменения или сохранения на том же уровне: а) его поведения; б) действий; в) состояния; г) общей активности;д) особенностей восприятия; е) системы ценностей илиотношений. Регулятивная функция позволяет организовывать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов команды. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важнейшей функции общения позволяет оценить эффект общения, его продуктивность или непродуктивность. 3. Познавательнная функци я межличностного общения заключается в том, что вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности партнеры приобретают самые разные знания о себе самих, о своих партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач и т. д. Овладение соответствующими умениями и навыками, возможная компенсация недостаточных знаний у отдельных спортсменов, и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отражения. 4. Экспрессивная фу нкци я. Различные формы речевого и неречевого общения выражают эмоциональные состояния и переживания спортсменов часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразный способ выражения своего отношения к про
|
|||||||||
|
|||||||||