Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

В этой главе мы кратко рассмотрим понятие общения, его виды и функции, а также существующие подходы к исследованию проблем межличностного общения. Анализ этих вопросов поможет лучше понять прикладное значе­ние систематических исследований общения в спорте и, кроме того, избежать простой констатации фактов. Пол­ное и достоверное оцисание наблюдаемого процесса, по­ведения и деятельности является необходимой   предпо­сылкой для их понимания, объяснения и предсказания. В этом, по существу, заключается    одно из важнейших назначений спортивной психологии как науки, призван­ной решать наиболее сложные задачи подготовки и вос­питания спортсменов и команд.

Понятие общения

Категория общения в последнее время стала предме­том специального    анализа    философов    (Л. П. Буева, Б. Д. Парыгин, А. А. Брудный, В. М. Соковнин), социоло­гов (Я- Щепаньский, Г.'М. Андреева, И. С. Кон, Н. В. Те-люк,   В.   М. Тисленко),   психологов    (А.   А.   Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. А. Леонтьев, М. И. Ли­сина,    Б. Ф. Ломов,    А.    В.    Петровский),    педагогов (С. В. Кондратьева,   Т. Е. Конникова,   X.   И. Лийметс, Т. А. Мальковская,   Л. И. Новикова),   психолингвистов (А. А. Леонтьев, Р.   М.   Фрумкина,   А. П.   Василевич), психотерапевтов (В. Н. Мясищев, В. Л. Л ев и, А. Б. Доб-рович). Так как проблема общения достаточно сложна

и много аспектна , различные научные дисциплины оп­ределяют общение по-разному.

В зависимости от задач и уровня анализа общение можно определять как широко, так и узко. В первом слу­чае речь идет о совокупности социальных связей и отно­шений, о способе внутренней организации и эволюции общества как целого, о процессе, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности (А. А. Леонтьев, 1974). Такой подход к проблеме характерен скорее для философов и социологов. Однако, как справедливо отме­чает Я. Л. Коломинский (1976), неправомерное расшире­ние понятия общения и фактическая подмена им понятия отношений, социальных связей или деятельности, как правило, малопродуктивно.

Поэтому более целесообразно и обоснованно, особен­но для экспериментальных социально-психологических и психолого-педагогических исследований, узкое опреде­ление общения как процесса непосредственно (или опо­средованно) наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельность непосредственного партнера (партнеров). Общение — это процесс, порождаемый «условиями непо­средственной коллективности» (А. Н. Леонтьев, 1967) и осуществляемый с помощью набора речевых или нерече­вых- средств. Именно в ходе этого процесса устанавлива­ются, сохраняются и изменяются отношения между участ­никами совместной деятельности. Следовательно, меж­личностное общение —одна из важнейших форм взаимо­влияний людей, и его необходимо отличать   от понятий

* Л. П. Буева, например, выделяет информационно-коммуникатив­ный, интеракционный, гносеологический, аксиологический, норматив­ный, семиотический и социально-практический аспекты. См. подробнее

Оглавление