Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!
В этой главе мы кратко рассмотрим понятие общения, его виды и функции, а также существующие подходы к исследованию проблем межличностного общения. Анализ этих вопросов поможет лучше понять прикладное значение систематических исследований общения в спорте и, кроме того, избежать простой констатации фактов. Полное и достоверное оцисание наблюдаемого процесса, поведения и деятельности является необходимой предпосылкой для их понимания, объяснения и предсказания. В этом, по существу, заключается одно из важнейших назначений спортивной психологии как науки, призванной решать наиболее сложные задачи подготовки и воспитания спортсменов и команд. Понятие общения Категория общения в последнее время стала предметом специального анализа философов (Л. П. Буева, Б. Д. Парыгин, А. А. Брудный, В. М. Соковнин), социологов (Я- Щепаньский, Г.'М. Андреева, И. С. Кон, Н. В. Те-люк, В. М. Тисленко), психологов (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский), педагогов (С. В. Кондратьева, Т. Е. Конникова, X. И. Лийметс, Т. А. Мальковская, Л. И. Новикова), психолингвистов (А. А. Леонтьев, Р. М. Фрумкина, А. П. Василевич), психотерапевтов (В. Н. Мясищев, В. Л. Л ев и, А. Б. Доб-рович). Так как проблема общения достаточно сложна и много аспектна , различные научные дисциплины определяют общение по-разному. В зависимости от задач и уровня анализа общение можно определять как широко, так и узко. В первом случае речь идет о совокупности социальных связей и отношений, о способе внутренней организации и эволюции общества как целого, о процессе, при помощи которого только и может осуществляться развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное динамическое взаимодействие общества и личности (А. А. Леонтьев, 1974). Такой подход к проблеме характерен скорее для философов и социологов. Однако, как справедливо отмечает Я. Л. Коломинский (1976), неправомерное расширение понятия общения и фактическая подмена им понятия отношений, социальных связей или деятельности, как правило, малопродуктивно. Поэтому более целесообразно и обоснованно, особенно для экспериментальных социально-психологических и психолого-педагогических исследований, узкое определение общения как процесса непосредственно (или опосредованно) наблюдаемого контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельность непосредственного партнера (партнеров). Общение — это процесс, порождаемый «условиями непосредственной коллективности» (А. Н. Леонтьев, 1967) и осуществляемый с помощью набора речевых или неречевых- средств. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. Следовательно, межличностное общение —одна из важнейших форм взаимовлияний людей, и его необходимо отличать от понятий * Л. П. Буева, например, выделяет информационно-коммуникативный, интеракционный, гносеологический, аксиологический, нормативный, семиотический и социально-практический аспекты. См. подробнее
|
|||||||||
|
|||||||||