Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

в сб. «Проблемы нравственного воспитания». МГУ, 1977, с. 40—51. ** Специальный анализ существующих подходов к определению понятия общения не входит в нашу задачу, тем более что в послед­нее время такие попытки, и довольно успешные, предпринимались. См., например, Б. Д. П а р ы г и н. Основы социально-психологической теории. М., «Мысль», 1971; В. М. С о к о в н и н. О природе человече­ского общения. Мектеп, 1973; А. А. Леонтьев. Психология обще­ния. Тарту, 1974; Общение и его влияние на развитие психики до­школьника. Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974; Я. Л. Коломин­ский. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

предметной деятельности, взаимодействия, взаимоотношений. Подобного рода различение, как мы увидим дальше, имеет большое значение не толь­ко для исследования самого общения, но и для установле­ния зависимостей между ним и обусловливающими его факторами.

Деятельность человека можно охарактеризовать как совокупность      предметно      ориентированных действий  (В. Б. Ольшанский, 1970). Соответственно в спорте можно выделить индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия (опера­ции). При этом в групповой или командной   спортивной деятельности существуют, как правило, все три вида дей­ствий, тогда как в индивидуальной и невзаимосвязанной деятельности процесса взаимодействия    (согласованных групповых и командных действий, в которых участвуют два и более партнеров) нет. Следовательно, игровое    и другое взаимодействие участников является частью    их коллективной совместной деятельности и становится воз­можным в результате их межличностного общения. Та­ким образом,    спортивную   деятельность    схематически можно представить как совокупность    индивидуальных, групповых и командных предметно ориентированных дей­ствий (операций) и межличностного общения (рис. 1).

Из рисунка видно, что в индивидуальных видах спор­та, где нет взаимодействия между участниками,    спорт­смен действует самостоятельно и не должен согласовы­вать свои действия с действиями   других *. Напротив,   в командных   и коллективных   видах   спорта   групповое взаимодействие и распределение функций между спорт­сменами требует организации их совместных действий, которая обеспечивается общением. При всей своей само­стоятельности в спортивной деятельности общение тем не менее выступает   в качестве    важного    компонента предметно ориентированных действий. Однако его отли­чает от предметной деятельности направленность на парт­нера (субъектная направленность).

Непосредственное    межличностное   общение    можно охарактеризовать с двух сторон (внешней и внутренней),

* Имеется в виду выполнение собственно-двигательного действия или задачи. Понятно, что в ходе тренировочного процесса спортсмен достаточно активно общается со своим тренером или товарищами по команде. Эти контакты могут иметь как деловую (ориентация на за­дачу), так и эмоциональную основу (не связанную с деятельностью).

Оглавление