Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!в сб. «Проблемы нравственного воспитания». МГУ, 1977, с. 40—51. ** Специальный анализ существующих подходов к определению понятия общения не входит в нашу задачу, тем более что в последнее время такие попытки, и довольно успешные, предпринимались. См., например, Б. Д. П а р ы г и н. Основы социально-психологической теории. М., «Мысль», 1971; В. М. С о к о в н и н. О природе человеческого общения. Мектеп, 1973; А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1974; Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974; Я. Л. Коломинский. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. предметной деятельности, взаимодействия, взаимоотношений. Подобного рода различение, как мы увидим дальше, имеет большое значение не только для исследования самого общения, но и для установления зависимостей между ним и обусловливающими его факторами. Деятельность человека можно охарактеризовать как совокупность предметно ориентированных действий (В. Б. Ольшанский, 1970). Соответственно в спорте можно выделить индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия (операции). При этом в групповой или командной спортивной деятельности существуют, как правило, все три вида действий, тогда как в индивидуальной и невзаимосвязанной деятельности процесса взаимодействия (согласованных групповых и командных действий, в которых участвуют два и более партнеров) нет. Следовательно, игровое и другое взаимодействие участников является частью их коллективной совместной деятельности и становится возможным в результате их межличностного общения. Таким образом, спортивную деятельность схематически можно представить как совокупность индивидуальных, групповых и командных предметно ориентированных действий (операций) и межличностного общения (рис. 1). Из рисунка видно, что в индивидуальных видах спорта, где нет взаимодействия между участниками, спортсмен действует самостоятельно и не должен согласовывать свои действия с действиями других *. Напротив, в командных и коллективных видах спорта групповое взаимодействие и распределение функций между спортсменами требует организации их совместных действий, которая обеспечивается общением. При всей своей самостоятельности в спортивной деятельности общение тем не менее выступает в качестве важного компонента предметно ориентированных действий. Однако его отличает от предметной деятельности направленность на партнера (субъектная направленность). Непосредственное межличностное общение можно охарактеризовать с двух сторон (внешней и внутренней), * Имеется в виду выполнение собственно-двигательного действия или задачи. Понятно, что в ходе тренировочного процесса спортсмен достаточно активно общается со своим тренером или товарищами по команде. Эти контакты могут иметь как деловую (ориентация на задачу), так и эмоциональную основу (не связанную с деятельностью).
|
||||||||||
|
||||||||||