Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

исходящему через обращение к непосредственному парт­неру или партнерам. Нередко несовпадения в способах эмоционального реагирования могут привести к отчужде Строго говоря, воздействие может быть направлено не только на непосредственного партнера, но и на нескольких партнеров, на команду в целом. Кроме того, «воздействующий» в процессе влияния изменяет и свои поведение, состояние и деятельность. Следовательно, можно говорить о регуляции и саморегуляции в процессе общения.

5.  Функция социального контроля. Спо­собы решения двигательных задач, определенные формыповедения, эмоционального реагирования и отношенийимеют выраженный нормативный характер. Их регламен­тация с помощью, групповых и социальных норм обеспе­чивает необходимую целостность и организованностькоманды, согласованность совместных действий. Для под­держания необходимой согласованности и организован­ности групповой деятельности используются самые раз­ные формы социального контроля. Межличностное обще­ние чаще всего выступает в качестве негативных (неодоб­рение, порицание) или позитивных (одобрение, похвала)санкций *. Следует, однако, заметить, что не только по­хвала или неодобрение воспринимается участниками сов­местной деятельности как поощрение или наказание.Нередко и отсутствие общения может восприниматьсякак та или иная санкция.

6.    Функция социализации. Эта функция —одна из наиболее важных в работе тренера. Включаясьв совместную деятельность и общение, спортсмены осваи­вают не только коммуникативные умения и навыки, по­зволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро ориентироваться в собесед­нике, в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играет важную роль в межличностной адапта­ции человека, еще большее значение имеют приобретае­мые при этом умение действовать в интересах коллекти­ва, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим членам группы. В спортивной дея­тельности социализирующая функция общения вторична(по Дж. Кеньону) и нередко скрыта за обучением собст­венно-двигательным действиям и совершенствованием функциональных и иных возможностей организма спорт­смена, за стремлением к достижению высокого результа­та. Тем не менее опыт общения, приобретаемый в ходесовместной спортивной деятельности и вне ее, может быть существенно расширен, если тренер представляет, какиеважные социализирующие последствия имеют межлич­ностные контакты его воспитанников.

* Подробнее о социальном контроле и видах санкций см., напри­мер, Я. Щепаньский. Элементарные понятия социологии. М., «Прогресс», 1969.

Поджзды в исследованиях общения

Четко сформулированная теоретическая позиция по­зволяет не только правильно организовывать исследова­ние, но и правильно объяснять полученные результаты, а также с достаточным основанием предсказывать возник­

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа Семьи с логопедом