Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!исходящему через обращение к непосредственному партнеру или партнерам. Нередко несовпадения в способах эмоционального реагирования могут привести к отчужде Строго говоря, воздействие может быть направлено не только на непосредственного партнера, но и на нескольких партнеров, на команду в целом. Кроме того, «воздействующий» в процессе влияния изменяет и свои поведение, состояние и деятельность. Следовательно, можно говорить о регуляции и саморегуляции в процессе общения. 5. Функция социального контроля. Способы решения двигательных задач, определенные формыповедения, эмоционального реагирования и отношенийимеют выраженный нормативный характер. Их регламентация с помощью, групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованностькоманды, согласованность совместных действий. Для поддержания необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля. Межличностное общение чаще всего выступает в качестве негативных (неодобрение, порицание) или позитивных (одобрение, похвала)санкций *. Следует, однако, заметить, что не только похвала или неодобрение воспринимается участниками совместной деятельности как поощрение или наказание.Нередко и отсутствие общения может восприниматьсякак та или иная санкция. 6. Функция социализации. Эта функция —одна из наиболее важных в работе тренера. Включаясьв совместную деятельность и общение, спортсмены осваивают не только коммуникативные умения и навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро ориентироваться в собеседнике, в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играет важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют приобретаемые при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим членам группы. В спортивной деятельности социализирующая функция общения вторична(по Дж. Кеньону) и нередко скрыта за обучением собственно-двигательным действиям и совершенствованием функциональных и иных возможностей организма спортсмена, за стремлением к достижению высокого результата. Тем не менее опыт общения, приобретаемый в ходесовместной спортивной деятельности и вне ее, может быть существенно расширен, если тренер представляет, какиеважные социализирующие последствия имеют межличностные контакты его воспитанников. * Подробнее о социальном контроле и видах санкций см., например, Я. Щепаньский. Элементарные понятия социологии. М., «Прогресс», 1969. Поджзды в исследованиях общения Четко сформулированная теоретическая позиция позволяет не только правильно организовывать исследование, но и правильно объяснять полученные результаты, а также с достаточным основанием предсказывать возник
|
|||||||||
|
|||||||||