Психология общения в спорте

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!

vol. 2.

тельных и часто формальных характеристик. Так, в тео­рии связи раньше, чем в других областях научных иссле­дований, была предпринята попытка применения двух разделов математики для формулировки закономерностей линейной передачи сигналов от одной точки к другой, абстрагируясь от специфических человеческих свойств сигналов и вне связи с тем, как они воспринимаются участниками деятельности и влияют друг на друга. Пред­ставление сигналов («анализ сигналов») связано с рабо­тами Келвина и Хивисайда, а статистическая (стохасти­ческая) их характеристика дана в работах Шеннона, Колмогорова, Винера. В настоящее время модели фор­мальной теории связи представлены в работах Д. Габора, А. Уилдона, А. М. Коэна, У. Уйвера и ряда советских исследователей (А. А. Брудного, А. А. Зализняка, А. А. Зиновьева и др.).

В дальнейшем в исследовании коммуникативного по­ведения разрабатывались детализированные схемы для фиксации общения (см., например, работы Р. Бэйлса, а также описание метода наблюдения в главе VI), выявля­лись частота и содержание общения в различных ситуа­циях (на конференциях, в групповых дискуссиях, при решении кроссвордов, аннаграмм и т. д.).

На втором из условно выделенных этапов разработки проблем коммуникации социальные психологи активно заинтересовались общением и взаимодействием в ма­лых группах. В результате коммуникативное поведение стало изучаться не само по себе, как было раньше, а в связи с действием личностных и социально-психологиче­ских факторов (определенных черт и свойств личности, особенностей темперамента, а также межличностных от­ношений, взаимных ориентации и установок). На этом этапе возникают социально-психологические модели и концепции (Т. Ньюком, Р. Бэйлс, П. Хзар, А. Бэвелас, Дж. Хоманс и др.), с помощью которых исследователи пытаются предсказать, например, частоту и направлен­ность общения по характеру межличностных отношений участников.

Однако для большинства исследований было харак­терно:

* См. подробнее С. Cherry. On human communication. The M. I. T. Press Cambridge. Mass. (2-ed), 1966; A. G. Smith. Communi­cation and Culture. Holt, Rinehart and Winston, N. Y., 1966.

 

1)          изучение общения в искусственных, лабораторных условиях на контингенте студенческих групп*;

2)         

Оглавление