Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!vol. 2. тельных и часто формальных характеристик. Так, в теории связи раньше, чем в других областях научных исследований, была предпринята попытка применения двух разделов математики для формулировки закономерностей линейной передачи сигналов от одной точки к другой, абстрагируясь от специфических человеческих свойств сигналов и вне связи с тем, как они воспринимаются участниками деятельности и влияют друг на друга. Представление сигналов («анализ сигналов») связано с работами Келвина и Хивисайда, а статистическая (стохастическая) их характеристика дана в работах Шеннона, Колмогорова, Винера. В настоящее время модели формальной теории связи представлены в работах Д. Габора, А. Уилдона, А. М. Коэна, У. Уйвера и ряда советских исследователей (А. А. Брудного, А. А. Зализняка, А. А. Зиновьева и др.). В дальнейшем в исследовании коммуникативного поведения разрабатывались детализированные схемы для фиксации общения (см., например, работы Р. Бэйлса, а также описание метода наблюдения в главе VI), выявлялись частота и содержание общения в различных ситуациях (на конференциях, в групповых дискуссиях, при решении кроссвордов, аннаграмм и т. д.). На втором из условно выделенных этапов разработки проблем коммуникации социальные психологи активно заинтересовались общением и взаимодействием в малых группах. В результате коммуникативное поведение стало изучаться не само по себе, как было раньше, а в связи с действием личностных и социально-психологических факторов (определенных черт и свойств личности, особенностей темперамента, а также межличностных отношений, взаимных ориентации и установок). На этом этапе возникают социально-психологические модели и концепции (Т. Ньюком, Р. Бэйлс, П. Хзар, А. Бэвелас, Дж. Хоманс и др.), с помощью которых исследователи пытаются предсказать, например, частоту и направленность общения по характеру межличностных отношений участников. Однако для большинства исследований было характерно: * См. подробнее С. Cherry. On human communication. The M. I. T. Press Cambridge. Mass. (2-ed), 1966; A. G. Smith. Communication and Culture. Holt, Rinehart and Winston, N. Y., 1966.
1) изучение общения в искусственных, лабораторных условиях на контингенте студенческих групп*; 2)
|
|||||||||
|
|||||||||