Психология общения в спорте Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ!
Существует представление о том, что речевое общение является ведущим в межличностных контактах, а различные неречевые сигналы (жесты, мимика) лишь дополняют его. Так ли это применительно к спортивной деятельности и какова роль неречевых средств общения — вопрос, который представляет несомненный практический интерес. 2. По ситуации общения и включенности в ведущую деятельность: а) деловое, или деятельностное, общение («в рамках и по поводу совместно совершаемого дела»— Э. В. Ильенков, 1975) в ходе тренировочной и соревновательной деятельности; б) «свободное», или внедеятель-ностное, общение — межличностные контакты вне основной, ведущей деятельности. В спорте это чрезвычайно важный "вид общения, существенно расширяющий привычный круг общения спортсмена. 3. По содержательной связанности с задачами совместной деятельности: а) непосредственно связанное с решением задач деятельности; б) не связанное непосред-ственно с решением задач деятельности. 4. По соотнесенности или соподчиненное™ статуса общающихся *: а) соотнесенное общение (с другими участниками, сверстниками, партнерами, друзьями, знакомыми); б) соподчиненное общение (стренером, администратором, судьями, руководством команды и др.). 5. По направленности или ориентированности обращений (по А. А. Леонтьеву): а) личностно-ориентированное(обращения адресованы конкретному партнеру или партнерам); б) социально-ориентированное (обращения адресованы группе или команде как целому, например, вовремя собрания или установки на игру). 6. По желательности — нежелательности достигаемого эффекта: а) необходимое общение — межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной или свертывается до элементарных двигательных действий; б) желательное общение — межличностные контакты, способствующие более успешному решению задач деятельности (воспитательных, результативных и пр.); в) нейтральное общение —межличностные контакты, не мешающие, но и не способ-
|
|||||||||
|
|||||||||