Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

К построению психологической теории общения в спорте

Как мы уже убедились, особенности процессов внутригруппового общения тесно связаны с особенностями спортивно-игровой деятельности и отражают структуру совместных групповых   действий,   условия   и специфику игрового взаимодействия.

Структура и логика совместных дей­ствий, обусловленные спецификой деятельности, опре­деляют особенности внутригруппового общения: его форму (речевую или неречевую), редуцированность и ус­ловность общения. Обусловленность коммуникации осо­бенностями деятельности выражается в типичном для каждой из спортивных игр профиле общения.

Сходным по структуре, логике групповых действий и условиям взаимосвязанной деятельности играм (баскет­бол и гандбол) соответствуют сходные профили общения, и напротив, в играх, отличающихся по структуре, логике групповых действий и условиям взаимосвязанной дея­тельности (волейбол — баскетбол, волейбол — гандбол), различны и профили общения.

Типичный профиль общения, таким образом, это существенная характеристика коммуникативных и групповых задач, специфики игрового взаимодействия, его логики и структуры. При рассмотрении внутригрупповой коммуникации в рамках теории деятельности, разраба­тываемой в советской психологии, преодолевается ог­раниченность подхода, при котором различия в профи­лях коммуникации объясняются только индивидуаль­но-психологическими особенностями членов группы, их коммуникативными свойствами, характером межлич­ностных отношений, удовлетворенностью (Р. Бэйлс, Е. Боргатта и др.), и известный механицизм, при котором коммуникация и манипулятивная сторона деятельности выступают как  рядоположные факторы.

Основным недостатком большинства ранее проведен­ных исследований было соотнесение особенностей ком­муникации в группе с производительностью, конечным результатом, а не с особенностями групповой задачи, из : которой вытекают требования к характеру межиндивиду­альных связей.

Типичный профиль общения изменяется в зависимости от успешности или неуспешности протекания самой деятельности, равно как и взаимодействия членов группы. Успешность или н е у с п е ш н о с т ь протека­ния групповой деятельности оказывает ощу­тимое влияние на характер и интенсивность внутригруп­пового общения: при успешной игре команды и нормаль-ком течении взаимодействия спортсмены общаются интенсивно и продуктивно, одобряют и поддерживают друг

Оглавление