Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ
К построению психологической теории общения в спорте Как мы уже убедились, особенности процессов внутригруппового общения тесно связаны с особенностями спортивно-игровой деятельности и отражают структуру совместных групповых действий, условия и специфику игрового взаимодействия. Структура и логика совместных действий, обусловленные спецификой деятельности, определяют особенности внутригруппового общения: его форму (речевую или неречевую), редуцированность и условность общения. Обусловленность коммуникации особенностями деятельности выражается в типичном для каждой из спортивных игр профиле общения. Сходным по структуре, логике групповых действий и условиям взаимосвязанной деятельности играм (баскетбол и гандбол) соответствуют сходные профили общения, и напротив, в играх, отличающихся по структуре, логике групповых действий и условиям взаимосвязанной деятельности (волейбол — баскетбол, волейбол — гандбол), различны и профили общения. Типичный профиль общения, таким образом, это существенная характеристика коммуникативных и групповых задач, специфики игрового взаимодействия, его логики и структуры. При рассмотрении внутригрупповой коммуникации в рамках теории деятельности, разрабатываемой в советской психологии, преодолевается ограниченность подхода, при котором различия в профилях коммуникации объясняются только индивидуально-психологическими особенностями членов группы, их коммуникативными свойствами, характером межличностных отношений, удовлетворенностью (Р. Бэйлс, Е. Боргатта и др.), и известный механицизм, при котором коммуникация и манипулятивная сторона деятельности выступают как рядоположные факторы. Основным недостатком большинства ранее проведенных исследований было соотнесение особенностей коммуникации в группе с производительностью, конечным результатом, а не с особенностями групповой задачи, из : которой вытекают требования к характеру межиндивидуальных связей. Типичный профиль общения изменяется в зависимости от успешности или неуспешности протекания самой деятельности, равно как и взаимодействия членов группы. Успешность или н е у с п е ш н о с т ь протекания групповой деятельности оказывает ощутимое влияние на характер и интенсивность внутригруппового общения: при успешной игре команды и нормаль-ком течении взаимодействия спортсмены общаются интенсивно и продуктивно, одобряют и поддерживают друг
|
|||||||||
|
|||||||||