Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕшение общей групповой задачи, а не характером его отношений с партнерами. При этом устраняются межличностные конфликты, возникающие иногда и между игроками, связанными положительными эмоциональными связями, а спортсмены, между которыми существуют неприязненные отношения, поддерживают и одобряют друг друга особенно при успешной игре. Однако и здесь ошибки неприятного в личном плане партнера являются более сильным эмоциогенным фактором и чаще могут вызвать конфликт между игроками, особенно при неудачной игре всей команды. Специального внимания заслуживает экспериментально установленное в исследованиях несовпадение межличностных отношений, которые определяются с помощью традиционной социометрической процедуры (по неформальному критерию), с наблюдаемым коммуникативным поведением взаимодействующих партнеров в определенных, чаще всего в конфликтных, ситуациях. Прежде всего, это может свидетельствовать о большей целесообразности и обоснованности сопоставления реального поведения партнеров с их ситуативными установками (предполагаемым результатом реагирования друг на друге в определенных ситуациях деятельности). Такого рода попытки в последнее время, предпринимались (например, в исследованиях Л. В. Артемовой гг Ю. В. Янотовской), однако и в этом случае были обнаружены существенные расхождения между наблюдаемым поведением и отношениями участников. Каким же образом объяснить эти экспериментально обнаруженные факты и не противоречат ли они существующему мнению о том, что «общение есть способ актуализации отношений» (А. А. Леонтьев, 1974)? Дело, по-видимому, обстоит следующим образом. С точки зрения диспозиционной регуляции поведения (В. А. Ядов, 1975) несоответствие между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком (в нашем случае коммуникативным поведением) можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Данные нашего исследования в известной мере позволяют ответить на вопрос о том, какая из установок занимает высший уровень в иерархической системе диспозиций, обеспечивающей регуляцию поведения человека. Такой ведущей установкой является ориентация на достижение результата, решение обще групповой задачи, отношение к делу, значимость деятельности в системе ценностных ориентации субъекта. И тогда в значимых ситуациях совместной деятельности в коммуникативном поведении партнеров актуализируются их отношения, опосредованные деятельностью (А. В. Петровский). Отсутствие полного соответствия между наблюдаемым поведением и межличностными отношениями можно объяснить и так называемым чрез предметным проявлением отношений к другому человеку через практические действия и взаимодействие с другими людьми, через «технические операции по отношению к вещи» (С. Л. Рубинштейн, 1973). В связи с этим возникает необходимость специального исследования того, каким образом различные отношения участников устанавливаются,, проявляются и формируются непосредственно в ходе предметно-практической деятельности членов малой группы.
|
|||||||||
|
|||||||||