Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

шение общей групповой задачи, а не характером его от­ношений с партнерами.

При этом устраняются межличностные конфликты, возникающие иногда и между игроками, связанными по­ложительными эмоциональными связями, а спортсмены, между которыми существуют неприязненные отношения, поддерживают и одобряют друг друга особенно при ус­пешной игре.

Однако и здесь ошибки неприятного в личном плане партнера являются более сильным эмоциогенным факто­ром и чаще могут вызвать конфликт между игроками, особенно при неудачной игре всей команды.

Специального    внимания    заслуживает   эксперимен­тально   установленное   в   исследованиях   несовпадение межличностных отношений, которые определяются с по­мощью традиционной   социометрической процедуры (по неформальному критерию),   с   наблюдаемым  коммуни­кативным поведением взаимодействующих партнеров   в определенных, чаще всего   в   конфликтных,   ситуациях. Прежде всего, это может   свидетельствовать о большей целесообразности и обоснованности   сопоставления   ре­ального поведения партнеров   с   их   ситуативными установками (предполагаемым   результатом реагирова­ния друг на друге в определенных ситуациях деятельно­сти). Такого рода попытки в последнее время, предприни­мались (например,   в исследованиях Л. В. Артемовой   гг Ю. В. Янотовской), однако и в этом случае были обнару­жены существенные расхождения между наблюдаемым поведением и отношениями участников. Каким же обра­зом объяснить эти экспериментально обнаруженные фак­ты и не противоречат ли они существующему мнению   о том, что «общение есть способ актуализации отношений» (А. А. Леонтьев, 1974)? Дело, по-видимому, обстоит сле­дующим образом.

С точки зрения диспозиционной регуляции поведения (В. А. Ядов, 1975) несоответствие между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком (в нашем случае коммуникативным поведением) можно объ­яснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Данные нашего исследования в известной мере позволяют ответить на вопрос о том, какая из установок занимает высший уровень в иерархической системе диспозиций, обеспечиваю­щей регуляцию поведения человека. Такой ведущей уста­новкой является ориентация на достижение результата, решение обще групповой задачи, отношение к делу, зна­чимость деятельности в системе ценностных ориентации субъекта. И тогда в значимых ситуациях совместной деятельности в коммуникативном поведении партнеров актуализируются их отношения, опосредованные дея­тельностью (А. В. Петровский).

Отсутствие полного соответствия между наблюдае­мым поведением и межличностными отношениями можно объяснить и так называемым чрез предметным проявле­нием отношений к другому человеку через практические действия и взаимодействие с другими людьми, через «тех­нические операции по отношению к вещи» (С. Л. Рубинш­тейн, 1973).

В связи с этим возникает необходимость специально­го исследования того, каким образом различные отноше­ния участников устанавливаются,, проявляются и форми­руются непосредственно в ходе предметно-практической деятельности членов малой группы.

Оглавление