Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕчто в играх с правилами есть множество новых ситуаций, требующих всякий раз все новых и новых решений и являющихся «величайшей школой социального опыта». И действительно, «во всякую игру входит как непременное ее условие уменье координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим...» Именно благодаря живому социальному опыту ребенка игра становится , совершенно незаменимым орудием воспитания социальных навыков и умений. В этом смысле данные исследования показывают, что в спортивно-игровой деятельности есть большие возможности для расширения социального опыта участников. Определенные коммуникативные навыки и умения у взаимодействующих партнеров необходимы для успешного решения задач деятельности, своевременного принятия решения, согласования действий, предупреждения межличностных конфликтов. Педагогическое значение целенаправленного использования спортивной деятельности для формирования таких навыков и решения задачи социального воспитания личности путем «выработки и шлифовки особенно тонких форм социального общения» (Л. С. Выготский) трудно переоценить. На материалах исследования уже сейчас можно составить хотя бы ориентировочный перечень коммуникативных умений и навыков, с одной стороны необходимых для успешного участия в групповой совместной деятельности, а с другой — формирующихся в процессе систематических занятий спортом. Однако сведение проблемы социального воспитания в спорте только к формированию определенных навыков и умений вряд ли оправданно. Как справедливо подчеркивал Л. С. Выготский, все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь готовыми навыками и умениями. Скорее здесь необходимо выработать не определенное количество умений, но известные творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке. В свою очередь, эффективная ориентировка в ситуациях межличностного общения в условиях совместной групповой деятельности невозможна без положительного отношения (установки) к взаимодействию и контактам с другими людьми (Дж. Мак-Кроски, 1977), а также без умения быстро ориентироваться в проблемных ситуациях самой деятельности. Иными словами, член группы должен прежде всего быть подготовлен к решению задач деятельности, с тем чтобы у него было что сказать партнерам и чтобы он мог «читать» контекст ситуаций взаимодействия. Таким образом, в настоящее время есть все предпосылки для создания специальной теории межличностного общения в спортивной деятельности. Это установленные зависимости между содержанием, объемом и направленностью общения и спецификой совместной деятельности, а также внутригрупповыми и личностными факторами и экспериментально проверенные принципы и подходы к управлению коммуникативным поведением участников. Такая теория среднего уровня необходима и потому, что она может стать основанием для выдвижения и проверки гипотез в дальнейших исследованиях внутригруппо-вой коммуникации.
|
|||||||||
|
|||||||||