Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

что в играх с правилами есть множество новых ситуаций, требующих всякий раз все новых и новых решений и яв­ляющихся «величайшей школой социального опыта». И действительно, «во всякую игру входит как непремен­ное ее условие уменье координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим...» Именно благодаря живому социальному опы­ту ребенка игра становится , совершенно незаменимым орудием воспитания социальных навыков и умений.

В этом смысле данные исследования показывают, что в спортивно-игровой деятельности есть большие возмож­ности для расширения социального опыта участников. Определенные коммуникативные навыки и умения у взаимодействующих партнеров необходимы для успеш­ного решения задач деятельности, своевременного при­нятия решения, согласования действий, предупреждения межличностных конфликтов. Педагогическое значение целенаправленного использования спортивной деятель­ности для формирования таких навыков и решения зада­чи социального воспитания личности путем «выработки и шлифовки особенно тонких форм социального общения» (Л. С. Выготский) трудно переоценить.

На материалах исследования уже сейчас можно со­ставить хотя бы ориентировочный перечень коммуника­тивных умений и навыков, с одной стороны необходимых

для успешного участия в групповой совместной деятель­ности, а с другой — формирующихся в процессе система­тических занятий спортом.

Однако сведение проблемы социального воспитания в спорте только к формированию определенных навыков и умений вряд ли оправданно. Как справедливо подчер­кивал Л. С. Выготский, все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчер­пано какими-нибудь готовыми навыками и умениями. Скорее здесь необходимо выработать не определенное количество умений, но известные творческие способно­сти к быстрой и умелой социальной ориентировке.

В свою очередь, эффективная ориентировка в ситуа­циях межличностного общения в условиях совместной групповой деятельности невозможна без положительного отношения (установки) к взаимодействию и контактам с другими людьми (Дж. Мак-Кроски, 1977), а также без умения быстро ориентироваться в проблемных ситуациях самой деятельности. Иными словами, член группы дол­жен прежде всего быть подготовлен к решению задач деятельности, с тем чтобы у него было что сказать парт­нерам и чтобы он мог «читать» контекст ситуаций взаи­модействия.

Таким образом, в настоящее время есть все предпо­сылки для создания специальной теории межличностного общения в спортивной деятельности. Это установленные зависимости между содержанием, объемом и направлен­ностью общения и спецификой совместной деятельности, а также внутригрупповыми и личностными факторами и экспериментально проверенные принципы и подходы к управлению коммуникативным поведением участников. Такая теория среднего уровня необходима и потому, что она может стать основанием для выдвижения и провер­ки гипотез в дальнейших исследованиях внутригруппо-вой коммуникации.

Оглавление