Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕдруга, готовятся к последующим действиям, планируют их. Напротив, при затруднениях в групповых действиях продуктивное общение прекращается, смещается типичный профиль общения, понижается его интенсивность, появляются неодобрения, «эмоциональный шум». Функциональная характеристика внутригруппового общения позволяет полнее оценивать результаты исследований, дающие представление о зависимости коммуникации от успешности или неуспешности процесса взаимодействия. Раз возникнув как выражение объективной необходимости что-то сказать друг другу, коммуникация приобретает значение относительно самостоятельного фактора, ощутимо влияющего на успешность игрового взаимодействия, особенно при условии его оптимальности. В спортивных играх взаимное пространственное расположение спортсменов в значительной мере определяет интенсивность и направленность их коммуникации. Причем наши исследования в отличие от лабораторных экспериментов Б. Стейнцора, Г. Хирна, А. П. Хэара, Р. Бэйлса и других показали, что существенным здесь является не то, находится ли член группы в центре или на периферии, а то, насколько он взаимосвязан с партнерами по функциям: игроки внутри игровых линий общаются чаще, так как им чаще приходится взаимодействовать друг с другом. Одним из существенных факторов коммуникативной активности игроков является их относительный статус. В спортивных играх инициаторами общения являются формальные и неформальные лидеры: от них, как от членов группы с наиболее высоким статусом, исходит больше обращений. Это обусловлено спецификой спортивно-игровой деятельности, и в частности необходимостью действовать и управлять поведением других (регулятивная функция общения). Изменение статуса игрока приводит к изменению его коммуникативной активности. Это совпадает с данными М. Шерифа и К. У. Шериф о том, что устойчивость различных форм коммуникативного поведения зависит от устойчивости отношений статуса, от устойчивости групповой структуры. Влияние характера межличностных отношений на внутригрупповое общение в спортивных играх имеет свои особенности и далеко не так однозначно, как было установлено в большинстве исследований, проводившихся в лабораторных условиях. В частности, появление оценочно-экспрессивной коммуникации (одобрения и неодобрения) определяется прежде всего величиной реального вклада игрока в ре
|
|||||||||
|
|||||||||