Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕОбщение в этом случае выступает как средство сознательного управления группой, обеспечения требуемого уровня самоорганизации и саморегуляции групповых процессов. Подчеркнем, что в этих экспериментах взаимовлияния в командах организовывались на основе объективно существующих функциональных связей между игроками, особенностей ролевой структуры. Состав команды независимо от структуры отношений между спортсменами (неформальной структуры) оставался неизменным. ' При этом управление поведением рассматривалось не .просто как формирование желаемого индивидуального поведения членов группы, а как формирование у формальных и неформальных лидеров адекватных условиям деятельности способов поведения по отношению к конкретным членам группы в определенных ситуациях взаимодействия. Повышение эффективности группового взаимодействия связано с тем, что за счет непосредственного управления процессами межличностной коммуникации происходит оптимизация межиндивидуальных связей и нервно-психических состояний участников взаимодействия. Все эти экспериментально установленные факты могут быть соотнесены с общими положениями А. Н. Леонтьева о психологической структуре деятельности. Результативность «воздействующих» в ходе экспериментов существенно повышалась, поскольку ранее стоявшая перед ними задача — выполнять только определенные действия в соответствии с их игровыми функциями была заменена с помощью словесной инструкции задачей более : высокого порядка — выполнять свои игровые функции и следить за состоянием определенных игроков, часто не- приятных в личном плане, помогать им и всячески их поддерживать. Сознание большей ответственности за игру и за со| хранение нервно-психического состояния партнеров приводило к повышению общей активности игрока; результативности его игры. Напротив, без специальной инструкции сознание «воздействующего» было направлено главным образом на собственные действия, их успешность или неуспешность, а помощь, поддержка партнеров не входили в общую структуру действий. Поэтому и каждый промах партнеров вызывал негативную реакцию у игрока, а это усугубляло эмоционально неблагоприятное состояние у совершившего ошибку, возникала «ситуация разрыва» (термин С. Г. Якобсон).
Положительное влияние поддержки авторитетного, ведущего игрока, ранее агрессивно реагировавшего наопекаемого, обусловлено тем, что в определенных ситуациях опекаемый планирует не только свои действия и действия партнеров и игровой контакт с ними,
|
|||||||||
|
|||||||||