Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

Общение в этом случае выступает как средство созна­тельного управления группой,   обеспечения   требуемого уровня   самоорганизации   и   саморегуляции   групповых процессов.

Подчеркнем, что в этих экспериментах взаимовлия­ния в командах организовывались на основе объективно существующих функциональных связей между игроками, особенностей ролевой структуры. Состав команды неза­висимо от структуры отношений между спортсменами (неформальной структуры) оставался неизменным. ' При этом управление поведением рассматривалось не

.просто как формирование желаемого индиви­дуального поведения членов группы, а как формиро­вание у формальных и неформальных лидеров адекват­ных условиям деятельности способов поведения по отношению к конкретным членам группы в определен­ных ситуациях взаимодействия.

Повышение эффективности группового взаимодей­ствия связано с тем, что за счет непосредственного уп­равления процессами межличностной коммуникации про­исходит оптимизация межиндивидуальных связей и нерв­но-психических состояний участников взаимодействия.

Все эти экспериментально установленные факты мо­гут быть соотнесены с общими положениями А. Н. Ле­онтьева о психологической структуре деятельности. Ре­зультативность «воздействующих» в ходе экспериментов существенно повышалась, поскольку ранее стоявшая пе­ред ними задача — выполнять только определенные дей­ствия в соответствии с их игровыми функциями была за­менена с помощью словесной инструкции задачей более

:  высокого порядка — выполнять свои игровые функции и следить за состоянием определенных игроков, часто не-

   приятных в личном плане, помогать им   и   всячески их   поддерживать.

Сознание большей   ответственности за игру и за со| хранение нервно-психического состояния партнеров приводило к повышению общей активности игрока; ре­зультативности его игры. Напротив, без специальной ин­струкции сознание «воздействующего» было направлено главным образом на собственные действия, их успеш­ность или неуспешность, а помощь, поддержка партнеров не входили в общую структуру действий. Поэтому и каждый промах партнеров вызывал негативную реакцию у игрока, а это усугубляло эмоционально неблагоприятное состояние у совершившего ошибку, возникала «ситуация разрыва» (термин С. Г. Якобсон).

 

Положительное   влияние   поддержки авторитетного, ведущего игрока, ранее агрессивно    реагировавшего   наопекаемого, обусловлено тем, что в определенных ситуа­циях опекаемый планирует не только   свои   действия  и действия партнеров и игровой контакт с ними,

Оглавление