Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕосновной акцент мы делали на ситуациях вынужденного контактирования и взаимодействия, понятно, что это лишь часть их социальных связей. По-видимому, в дальнейшем целесообразно провести специальные исследования, чтобы выяснить, какое значение имеет «свободное», внедеятельностное общение спортсменов различного возраста, пола и уровня спортивного мастерства. В частности, особого внимания заслуживает проблема пресыщения и недонасыщения межличностными контактами в процессе длительной подготовки спортсменов (имеется в виду длительное пребывание на учебно-тренировочных сборах с одними и теми же людьми и недостаток в эмоциональных контактах с близкими). В связи с активной разработкой проблем социальной перцепции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев) следует включить в тематику будущих исследований межличностного общения и вопросы взаимного познания спортсменами друг друга (формирование первого впечатления и целостного представления о личности партнера, восприятие особенностей внутригрупповой ситуации и др.), а также изучение динамики взаимных оценок и сооценок в стрессовых и критических ситуациях значимой совместной деятельности. Все эти вопросы и проблемы относятся главным образом к исследованию межличностного и внутригруппового уровней общения. Практически неизученными являются межгрупповое общение спортсменов и их контакты в контексте более широких социальных связей и отношений, что уже относится к проблемам социологии общения в спорте. Исследование этого уровня межличностного общения в спорте интересно не только для философов и социологов, но и для спортивных педагогов: ведь характер непосредственных межличностных контактов определяется не только особенностями совместной деятельности и особенностями группы и самих участников, но и содержанием макросоциальных связей, задающих те или иные групповые ценности. В чем специфика проявления взаимосвязи макро- и микросоциальных процессов и как они взаимно обусловливают друг друга — вот круг вопросов, имеющих не только теоретическое, но и прикладное значение для управления физкультурным движением. Мы остановились лишь на наиболее важных направлениях и проблемах межличностного общения, которые могут быть предметом будущих исследований в спортивной педагогике, психологии и социологии. Понятно, что разрабатывать проблемы общения важно не только для решения воспитательных, результативных и образовательных задач массового спорта и спорта высоких достижений. Многие факторы в силу специфики спорта действуют здесь в явно выраженном виде, и поэтому результаты исследований общения взаимодействующих партнеров выходят за рамки проблем собственно-спортивной деятельности. Речь идет о выявлении фактов и закономерностей, имеющих общепсихологическое и социально- сихологическое значение и для других видов совместной деятельности, где также актуальны проблемы управления коллективом и формирования личности в коллективе. Следовательно, в будущих исследованиях необходимо помимо всего изучать, насколько подходы и принципы управления межличностным общением в спорте применимы и в других видах значимой человеческой деятельности.
|
|||||||||
|
|||||||||