Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

основной акцент мы делали на ситуациях вынужденного контактирования и взаимодействия, понятно, что это лишь часть их социальных связей. По-видимому, в даль­нейшем целесообразно провести специальные исследо­вания, чтобы выяснить, какое значение имеет «свобод­ное», внедеятельностное общение спортсменов различно­го возраста, пола и уровня спортивного мастерства. В частности, особого внимания заслуживает проблема пресыщения и недонасыщения межличностными контак­тами в процессе длительной подготовки спортсменов (имеется в виду длительное пребывание на учебно-тре­нировочных сборах с одними и теми же людьми и недос­таток в эмоциональных контактах с близкими).

В связи с активной разработкой проблем социальной перцепции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев) следует включить в тематику будущих исследований межлич­ностного общения и вопросы взаимного познания спорт­сменами друг друга (формирование первого впечатления и целостного представления о личности партнера, вос­приятие особенностей внутригрупповой ситуации и др.), а также изучение динамики взаимных оценок и сооценок в стрессовых и критических ситуациях значимой сов­местной деятельности.

Все эти вопросы и проблемы относятся главным об­разом к исследованию межличностного и внутригруппового уровней общения. Практически неизученными явля­ются межгрупповое общение спортсменов и их контакты в контексте более широких социальных связей и отноше­ний, что уже относится к проблемам социологии общения

в спорте. Исследование этого уровня межличност­ного общения в спорте интересно не только для филосо­фов и социологов, но и для спортивных педагогов: ведь характер непосредственных межличностных контактов определяется не только особенностями совместной дея­тельности и особенностями группы и самих участников, но и содержанием макросоциальных связей, задающих те или иные групповые ценности. В чем специфика прояв­ления взаимосвязи макро- и микросоциальных процессов и как они взаимно обусловливают друг друга — вот круг вопросов, имеющих не только теоретическое, но и при­кладное значение для управления физкультурным дви­жением.

Мы остановились лишь на наиболее важных направ­лениях и проблемах межличностного общения, которые могут быть предметом будущих исследований в спортив­ной педагогике, психологии и социологии. Понятно, что разрабатывать проблемы общения важно не только для решения воспитательных, результативных и образова­тельных задач массового спорта и спорта высоких дости­жений. Многие факторы в силу специфики спорта дей­ствуют здесь в явно выраженном виде, и поэтому резуль­таты исследований общения взаимодействующих партне­ров выходят за рамки проблем собственно-спортивной деятельности. Речь идет о выявлении фактов и законо­мерностей, имеющих общепсихологическое и социально- сихологическое значение и для других видов совместной деятельности, где также актуальны проблемы управле­ния коллективом и формирования личности в коллективе. Следовательно, в будущих исследованиях необходимо помимо всего изучать, насколько подходы и принципы управления межличностным общением в спорте примени­мы и в других видах значимой человеческой деятель­ности.

 

Оглавление