Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

Уровень коммуникативной активности члена группы связан, как мы видели, прежде всего с его авторитет­ностью и реальным вкладом в решение групповой задачи и не связан с индивидуально-психологическими особен­ностями человека, в частности его экстраверсией, нейротизмом и др. Последнее, по-видимому, можно объяснить тем, что в процессе взаимодействия целенаправленное общение выступает как функция не просто удовлетворе­ния потребности в установлении и сохранении широкого круга межличностных контактов, а необходимости уп­равления поведением и действиями других ради общей цели. Поэтому в определенных ситуациях взаимодей­ствия ярко выраженные интроверты проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы ак­тивного общения. Иными словами,    общительность как потребность в установлении и сохранении широкого круга межличностных контактов и уровень коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не сов- ; падают, поскольку имеют различную основу и направленность.

В основе коммуникативной активности как проявления лидерских качеств личности лежит компетентность,  достаточно высокий уровень общей и специальной подго­товленности, ведущее место в структуре ролевых и ста­тусных отношений, высокая авторитетность. Вместе с тем при прочих равных условиях более общительные лю­ди быстрее входят в коллектив и определяют свое место, эмоциональнее реагируют на различные факторы в про­цессе игрового взаимодействия.

В групповой деятельности существенным и определяю­щим является уровень профессиональной подготовлен­ности, авторитетность руководителя, обеспечивающие ему моральное право управления группой, тогда как спо­собы общения и общительности приобретаются и корри­гируются в процессе деятельности.

Полученные данные свидетельствуют также о целесо­образности комплексного подхода к изучению коммуни­кативного поведения членов малых групп. Так, в резуль­тате учета различных сторон деятельности членов груп­пы (их игрового вклада, активного и пассивного кругов общения, личностных особенностей, уровня подготовлен­ности) оказалось, что коммуникативные свойства личности не сводятся к ее коммуникативному поведению, ко­торое обусловлено прежде всего особенностями деятель­ности, статусом члена группы, его профессиональной подготовленностью и величиной реального вклада в ре­шение групповой задачи. Это подтверждается также экспериментально показанной возможностью изменения привычного типа коммуникативного поведения члена группы и уровня его коммуникативной активности.

Результаты естественных формирующих эксперимен­тов с управлением процессами внутригруппового обще­ния показывают, что регуляция взаимовлияний в команде через организации коммуникативных связей, адекват­ных, условиям деятельности, и с-учетом особенностей участников взаимодействия становится фактором опти­мизации групповой взаимосвязанной деятельности.

Оглавление