Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ
Уровень коммуникативной активности члена группы связан, как мы видели, прежде всего с его авторитетностью и реальным вкладом в решение групповой задачи и не связан с индивидуально-психологическими особенностями человека, в частности его экстраверсией, нейротизмом и др. Последнее, по-видимому, можно объяснить тем, что в процессе взаимодействия целенаправленное общение выступает как функция не просто удовлетворения потребности в установлении и сохранении широкого круга межличностных контактов, а необходимости управления поведением и действиями других ради общей цели. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия ярко выраженные интроверты проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, общительность как потребность в установлении и сохранении широкого круга межличностных контактов и уровень коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не сов- ; падают, поскольку имеют различную основу и направленность. В основе коммуникативной активности как проявления лидерских качеств личности лежит компетентность, достаточно высокий уровень общей и специальной подготовленности, ведущее место в структуре ролевых и статусных отношений, высокая авторитетность. Вместе с тем при прочих равных условиях более общительные люди быстрее входят в коллектив и определяют свое место, эмоциональнее реагируют на различные факторы в процессе игрового взаимодействия. В групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность руководителя, обеспечивающие ему моральное право управления группой, тогда как способы общения и общительности приобретаются и корригируются в процессе деятельности. Полученные данные свидетельствуют также о целесообразности комплексного подхода к изучению коммуникативного поведения членов малых групп. Так, в результате учета различных сторон деятельности членов группы (их игрового вклада, активного и пассивного кругов общения, личностных особенностей, уровня подготовленности) оказалось, что коммуникативные свойства личности не сводятся к ее коммуникативному поведению, которое обусловлено прежде всего особенностями деятельности, статусом члена группы, его профессиональной подготовленностью и величиной реального вклада в решение групповой задачи. Это подтверждается также экспериментально показанной возможностью изменения привычного типа коммуникативного поведения члена группы и уровня его коммуникативной активности. Результаты естественных формирующих экспериментов с управлением процессами внутригруппового общения показывают, что регуляция взаимовлияний в команде через организации коммуникативных связей, адекватных, условиям деятельности, и с-учетом особенностей участников взаимодействия становится фактором оптимизации групповой взаимосвязанной деятельности.
|
|||||||||
|
|||||||||