Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

коллекти­вах. Например, как влияет на уровень   ситуативной тре­воги у спортсмена его общение со значимыми   для   него людьми? Кто эти значимые   для него люди, на мнение и   ' оценку которых он ориентируется больше всего? Дифференциация межличностных контактов спортсмена и выявление того, насколько он психически   напряжен при реальном или ожидаемом общении с ближайшими партнерами, тренером,   секундантами, имеет важное практическое значение для оптимизации   социально-психологических условий спортивной деятельности и должна стать в   дальнейшем предметом систематических исследований*. Кроме того, это необходимо и для психологически обос­нованного управления спортивным коллективом.

Проблема оптимизации взаимовлияний в команде че­рез непосредственное управление коммуникативным по­ведением и соответствующую организацию совместной деятельности должна, по-видимому, в дальнейшем разра­батываться по следующим направлениям. Во-первых, не­обходимо выяснить возможности и условия управления взаимовлияниями спортсменов в индивидуальных видах спорта, там, где сама логика деятельности не требует тесных межличностных контактов и общения. Например, в исследовании Г. В. Булановой (1978, 1979) было пока­зано, что, создавая специальные ситуации на занятиях по спортивной гимнастике (задания наблюдать и оценивать товарищей по команде, помогать им выполнять упражне­ния и страховать и т. д.), можно существенно оптимизи­ровать психическое состояние в команде, повысить актив­ность гимнасток и улучшить их межличностные отно­шения.

Во-вторых, следует искать пути оптимизации межлич­ностного контакта не только между непосредственно вза­имодействующими партнерами, но и между спортсмена­ми и их тренером. В последнее время появились работы, в которых адекватные межличностные отношения между тренером и спортсменами формировались на заклю­чительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1978, 1979). При этом за счет изменения коммуникативного поведения самого тренера и более психологически целесообразной органи­зации совместной деятельности и свободного общения членов команды удавалось добиться существенного улуч­шения уже сложившихся отношений спортсменов к свое­му тренеру.

Можно предположить, что в рамках этого направле­ния особенно перспективными будут исследования специ­фики общения тренера в ходе тренировочной и соревно­вательной деятельности при работе с командами и спорт­сменами различного возраста, пола, уровня подготовлен­ности.

Помимо этого, особенно в социально-психологическом плане, чрезвычайно важно исследовать зависимости между особенностями межличностных контактов участ­ников совместной деятельности и групповой сплочен­ностью, динамикой психологической атмосферы и микро­климата команды. Каким образом общение членов команды между собой и с другими людьми влияет на их отношение к предстоящим соревнованиям, на состояние их психической готовности?

В этой книге мы показали, что в психоспортограммы необходимо включать специальный раздел, в котором были бы отражены обязательные или желательные ком­муникативные навыки и умения спортсменов.

И хотя, рассматривая особенности межличностного общения участников групповой спортивной деятельности,

Оглавление