Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕколлективах. Например, как влияет на уровень ситуативной тревоги у спортсмена его общение со значимыми для него людьми? Кто эти значимые для него люди, на мнение и ' оценку которых он ориентируется больше всего? Дифференциация межличностных контактов спортсмена и выявление того, насколько он психически напряжен при реальном или ожидаемом общении с ближайшими партнерами, тренером, секундантами, имеет важное практическое значение для оптимизации социально-психологических условий спортивной деятельности и должна стать в дальнейшем предметом систематических исследований*. Кроме того, это необходимо и для психологически обоснованного управления спортивным коллективом. Проблема оптимизации взаимовлияний в команде через непосредственное управление коммуникативным поведением и соответствующую организацию совместной деятельности должна, по-видимому, в дальнейшем разрабатываться по следующим направлениям. Во-первых, необходимо выяснить возможности и условия управления взаимовлияниями спортсменов в индивидуальных видах спорта, там, где сама логика деятельности не требует тесных межличностных контактов и общения. Например, в исследовании Г. В. Булановой (1978, 1979) было показано, что, создавая специальные ситуации на занятиях по спортивной гимнастике (задания наблюдать и оценивать товарищей по команде, помогать им выполнять упражнения и страховать и т. д.), можно существенно оптимизировать психическое состояние в команде, повысить активность гимнасток и улучшить их межличностные отношения. Во-вторых, следует искать пути оптимизации межличностного контакта не только между непосредственно взаимодействующими партнерами, но и между спортсменами и их тренером. В последнее время появились работы, в которых адекватные межличностные отношения между тренером и спортсменами формировались на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям (Ю. Л. Ханин, Е. Н. Ершова, 1978, 1979). При этом за счет изменения коммуникативного поведения самого тренера и более психологически целесообразной организации совместной деятельности и свободного общения членов команды удавалось добиться существенного улучшения уже сложившихся отношений спортсменов к своему тренеру. Можно предположить, что в рамках этого направления особенно перспективными будут исследования специфики общения тренера в ходе тренировочной и соревновательной деятельности при работе с командами и спортсменами различного возраста, пола, уровня подготовленности. Помимо этого, особенно в социально-психологическом плане, чрезвычайно важно исследовать зависимости между особенностями межличностных контактов участников совместной деятельности и групповой сплоченностью, динамикой психологической атмосферы и микроклимата команды. Каким образом общение членов команды между собой и с другими людьми влияет на их отношение к предстоящим соревнованиям, на состояние их психической готовности? В этой книге мы показали, что в психоспортограммы необходимо включать специальный раздел, в котором были бы отражены обязательные или желательные коммуникативные навыки и умения спортсменов. И хотя, рассматривая особенности межличностного общения участников групповой спортивной деятельности,
|
|||||||||
|
|||||||||