Психология общения в спорте

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕ

но Спрог­нозирует возможный результат этого взаимодействия   и характер их реакций на собственные действия. При этом он исходит прежде всего из своего опыта игры и общения с партнерами: спортсмены, с которыми он находится   в дружеских, теплых отношениях, как правило, поддержи­вают его, хотя и делают резкие замечания, затем нейтра­лизующиеся поддержкой, и опекаемый «понимает» при-  ;чину их несдержанности. Другое дело, когда отсутствие  •реакции, оценки,   затруднения в общении и неодобрения исходят от неприятных в личном плане игроков. Это уве­личивает напряженность,   осложняет игровые контакты,   взаимопонимание между партнерами.                                    ;

Поэтому в первом случае проявляется «эффект нашщения» — одобрения друзей воспринимаются как нечто  привычное, тогда как неожиданная помощь со стороны бывших «агрессоров» (несовпадение прогнозируемой реакции партнеров с действительной) оказывает более сильное воздействие («эффект недонасыщения»). В этом случае одобрения, поддержка выступают не только как средства успокоения игрока, предотвращения его  психологического срыва, но и как сильный стимул, повышающий его волевую активность, мобилизующий на максимальное проявление его возможностей и в известной ] мере компенсирующий недостаточность соревновательного опыта, пробелы в развитии волевых качеств.

В исследовании установлен положительный психоло­гический эффект одобрений, побуждений, поддержки со стороны авторитетных членов игрового коллектива, с ко­торыми у определенных игроков сложились безразличные, холодные или неприязненные отношения. Следовательно, представление о том, что наиболее эффективными явля­ются взаимодействие и взаимовлияния членов группы, находящихся в дружеских, теплых отношениях (М. Бер-нар, 1962, 1963; П. Пески, 1963, 1964; Ж. Корраз и Р. На-каш, 1965, и др.), односторонне.

Эксперименты с организацией взаимовлияний в ко­мандах убеждают в том, что можно существенно повы­сить уровень коммуникативной активности игроков и команды в целом. Правда, при этом речь идет не столько

личной симпатии или антипатии к ним и от того, насколь­ко успешно складывается игра.

В результате положительного подкрепления (боль­шая удовлетворенность, выигрыш команды, собственно-успешная игра «воздействующего») возникает своеоб­разный «сплав» этих мотивов с соответствующими (же­лаемыми и оптимальными в определенных ситуациях группового взаимодействия) формами поведения, прев­ращение их в устойчивые привычки, становление качеств личности, новых отношений к партнерам.

Существенно, что при этом желаемые формы поведе­ния и привычек формируются не убеждением или внуше­нием, а в процессе взаимодействия и реальной связи с другими людьми.

Говоря о психологическом значении игры в жизни ре­бенка, Л. Q. Выготский подчеркивал то обстоятельство,

Оглавление