Психология общения в спорте ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕНИЯ В СПОРТЕно Спрогнозирует возможный результат этого взаимодействия и характер их реакций на собственные действия. При этом он исходит прежде всего из своего опыта игры и общения с партнерами: спортсмены, с которыми он находится в дружеских, теплых отношениях, как правило, поддерживают его, хотя и делают резкие замечания, затем нейтрализующиеся поддержкой, и опекаемый «понимает» при- ;чину их несдержанности. Другое дело, когда отсутствие •реакции, оценки, затруднения в общении и неодобрения исходят от неприятных в личном плане игроков. Это увеличивает напряженность, осложняет игровые контакты, взаимопонимание между партнерами. ; Поэтому в первом случае проявляется «эффект нашщения» — одобрения друзей воспринимаются как нечто привычное, тогда как неожиданная помощь со стороны бывших «агрессоров» (несовпадение прогнозируемой реакции партнеров с действительной) оказывает более сильное воздействие («эффект недонасыщения»). В этом случае одобрения, поддержка выступают не только как средства успокоения игрока, предотвращения его психологического срыва, но и как сильный стимул, повышающий его волевую активность, мобилизующий на максимальное проявление его возможностей и в известной ] мере компенсирующий недостаточность соревновательного опыта, пробелы в развитии волевых качеств. В исследовании установлен положительный психологический эффект одобрений, побуждений, поддержки со стороны авторитетных членов игрового коллектива, с которыми у определенных игроков сложились безразличные, холодные или неприязненные отношения. Следовательно, представление о том, что наиболее эффективными являются взаимодействие и взаимовлияния членов группы, находящихся в дружеских, теплых отношениях (М. Бер-нар, 1962, 1963; П. Пески, 1963, 1964; Ж. Корраз и Р. На-каш, 1965, и др.), односторонне. Эксперименты с организацией взаимовлияний в командах убеждают в том, что можно существенно повысить уровень коммуникативной активности игроков и команды в целом. Правда, при этом речь идет не столько личной симпатии или антипатии к ним и от того, насколько успешно складывается игра. В результате положительного подкрепления (большая удовлетворенность, выигрыш команды, собственно-успешная игра «воздействующего») возникает своеобразный «сплав» этих мотивов с соответствующими (желаемыми и оптимальными в определенных ситуациях группового взаимодействия) формами поведения, превращение их в устойчивые привычки, становление качеств личности, новых отношений к партнерам. Существенно, что при этом желаемые формы поведения и привычек формируются не убеждением или внушением, а в процессе взаимодействия и реальной связи с другими людьми. Говоря о психологическом значении игры в жизни ребенка, Л. Q. Выготский подчеркивал то обстоятельство,
|
|||||||||
|
|||||||||