Психология общения в спорте

Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!

тельности возникает задача своевременности принятия решения, взаимной информированности участников, со­гласованности процессов межличностной ориентировки, поддержания мотивации, предрабочих и рабочих состоя­ний на уровне, который бы отвечал требованиям дея­тельности.

Воспитательные задачи в ряде видов деятельности главенствуют над собственно-практическими результата­ми взаимодействия.

Можно полагать, что в различных видах деятельности выраженность и относительная значимость этих основных задач будут, по-видимому, различны. Так, в спорте высо­ких достижений на первое место выступают задачи до­стижения высокого практического результата. В детском и юношеском спорте при использовании средств массовой физической культуры в общеобразовательных школах особую значимость приобретают задачи воспитания и обучения *.

Различные задачи деятельности характеризуются раз­личными проблемными ситуациями и, следовательно, раз­личными по существу коммуникативными задачами, ко­торые к тому же должны быть эффективно решены в са­мых разных условиях.

Исходя из этого, можно сказать, какое общение и поведение спортсменов в команде являются нежелатель­ными, неадекватными.

Это прежде всего отрицательные и чрезмерно поло­жительные эмоциональные проявления, поведение и об­щение, а также отсутствие общения. Все это затрудняет или нарушает взаимодействие, так как не соответствует требованиям и условиям результативных или воспита­тельных задач деятельности.

Ориентируясь на качественные критерии оптимально­сти, адекватности межличностного общения взаимодейст­вующих партнеров, мы можем в самом общем виде ска­зать, какими должны быть основные параметры общения, чтобы успешно решались коммуникативные и деятельно-стные задачи.

Адекватность общения по содержанию оценивают ис­ходя из того, насколько оно соответствует конкретной за­даче, которую решает группа, нацеленная на определен­ный результат. С этой точки зрения межличностный кон­фликт может быть адекватной по содержанию формой общения, если речь идет о повышении мотивации, от­ветственности участников и совершенно неадекватной при создании охранительного средового режима для конк­ретного игрока или нормализации межличностных отно­шений между партнерами или при поисках наиболее це-

* Такое разделение целей и задач деятельности весьма условно, поскольку чисто прагматическая установка на достижение высокого результата любой ценой не соответствует нормам и ценностям социа­листического общества. Однако в целях анализа такое выделение (но не противопоставление) представляется оправданным.   лесообразного продолжения ситуации (в частности, спор­тивной) взаимодействия.

Оглавление