Психология общения в спорте Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!тельности возникает задача своевременности принятия решения, взаимной информированности участников, согласованности процессов межличностной ориентировки, поддержания мотивации, предрабочих и рабочих состояний на уровне, который бы отвечал требованиям деятельности. Воспитательные задачи в ряде видов деятельности главенствуют над собственно-практическими результатами взаимодействия. Можно полагать, что в различных видах деятельности выраженность и относительная значимость этих основных задач будут, по-видимому, различны. Так, в спорте высоких достижений на первое место выступают задачи достижения высокого практического результата. В детском и юношеском спорте при использовании средств массовой физической культуры в общеобразовательных школах особую значимость приобретают задачи воспитания и обучения *. Различные задачи деятельности характеризуются различными проблемными ситуациями и, следовательно, различными по существу коммуникативными задачами, которые к тому же должны быть эффективно решены в самых разных условиях. Исходя из этого, можно сказать, какое общение и поведение спортсменов в команде являются нежелательными, неадекватными. Это прежде всего отрицательные и чрезмерно положительные эмоциональные проявления, поведение и общение, а также отсутствие общения. Все это затрудняет или нарушает взаимодействие, так как не соответствует требованиям и условиям результативных или воспитательных задач деятельности. Ориентируясь на качественные критерии оптимальности, адекватности межличностного общения взаимодействующих партнеров, мы можем в самом общем виде сказать, какими должны быть основные параметры общения, чтобы успешно решались коммуникативные и деятельно-стные задачи. Адекватность общения по содержанию оценивают исходя из того, насколько оно соответствует конкретной задаче, которую решает группа, нацеленная на определенный результат. С этой точки зрения межличностный конфликт может быть адекватной по содержанию формой общения, если речь идет о повышении мотивации, ответственности участников и совершенно неадекватной при создании охранительного средового режима для конкретного игрока или нормализации межличностных отношений между партнерами или при поисках наиболее це- * Такое разделение целей и задач деятельности весьма условно, поскольку чисто прагматическая установка на достижение высокого результата любой ценой не соответствует нормам и ценностям социалистического общества. Однако в целях анализа такое выделение (но не противопоставление) представляется оправданным. лесообразного продолжения ситуации (в частности, спортивной) взаимодействия.
|
|||||||||
|
|||||||||