Психология общения в спорте

Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!

Однако даже исходя из изложенного, можно сформу­лировать два основных пути использования критериев оптимальности межличностного общения в работе тре­нера.

Во-первых, когда тренер составляет   перспективный план работы с командой и приступает к разучиванию но­вых групповых и командных действий, ему целесообраз­но: а)    проанализировать предполагаемые взаимодейст­вия в команде с точки зрения того, каких именно сигна­лов (по форме и содержанию) и взаимных межличност­ных контактов они потребуют при подготовке, непосред­ственно в ходе деятельности и после нее; б) ориентируясь на   определенных   исполнителей      (партнеров),   попы­таться представить, какие их индивидуально-психологи­ческие и личностные особенности могут повлиять на эф­фективное взаимодействие и общение команды; в) пред­сказать, проанализировав статусно-ролевые и межлично­стные   отношения    партнеров,    а    также   уровень    их подготовленности, возможные затруднения в установле­нии и поддержании коммуникативных связей; г) особое внимание уделить слабым местам во взаимодействии, где наиболее вероятно появление   ошибок,    недоразумений и т. д.

Во-вторых, возможна и так называемая коррекция по ходу. Наблюдая и систематизируя результаты своих на­блюдений за общением спортсменов в команде,   тренер может: а)   оценить, насколько адекватны или неадекват­ны межличностные контакты в целом в команде, между отдельными партнерами, у спортсменов с тренером по со­держанию,  направленности,  объему   (интенсивности)   и формам обращений. При этом особое внимание надо об­ращать на случаи, когда нужный эффект общения не до­стигается; б)   принять решение о необходимости измене­ния тех или иных параметров общения в команде, между партнерами, у тренера со спортсменами вообще или толь­ко в определенных ситуациях; в) осуществить программу управления межличностным общением (см. подробнее в главе 5); г)    вести регулярный контроль за результата­ми предложенных и осуществленных мероприятий.

В итоге тренер будет готов своевременно оценивать реально существующие и планируемые межличностные контакты в команде с точки зрения того, какими они должны быть, и активно управлять общением спортсме­нов.

Оглавление