Психология общения в спорте Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!Однако даже исходя из изложенного, можно сформулировать два основных пути использования критериев оптимальности межличностного общения в работе тренера. Во-первых, когда тренер составляет перспективный план работы с командой и приступает к разучиванию новых групповых и командных действий, ему целесообразно: а) проанализировать предполагаемые взаимодействия в команде с точки зрения того, каких именно сигналов (по форме и содержанию) и взаимных межличностных контактов они потребуют при подготовке, непосредственно в ходе деятельности и после нее; б) ориентируясь на определенных исполнителей (партнеров), попытаться представить, какие их индивидуально-психологические и личностные особенности могут повлиять на эффективное взаимодействие и общение команды; в) предсказать, проанализировав статусно-ролевые и межличностные отношения партнеров, а также уровень их подготовленности, возможные затруднения в установлении и поддержании коммуникативных связей; г) особое внимание уделить слабым местам во взаимодействии, где наиболее вероятно появление ошибок, недоразумений и т. д. Во-вторых, возможна и так называемая коррекция по ходу. Наблюдая и систематизируя результаты своих наблюдений за общением спортсменов в команде, тренер может: а) оценить, насколько адекватны или неадекватны межличностные контакты в целом в команде, между отдельными партнерами, у спортсменов с тренером по содержанию, направленности, объему (интенсивности) и формам обращений. При этом особое внимание надо обращать на случаи, когда нужный эффект общения не достигается; б) принять решение о необходимости изменения тех или иных параметров общения в команде, между партнерами, у тренера со спортсменами вообще или только в определенных ситуациях; в) осуществить программу управления межличностным общением (см. подробнее в главе 5); г) вести регулярный контроль за результатами предложенных и осуществленных мероприятий. В итоге тренер будет готов своевременно оценивать реально существующие и планируемые межличностные контакты в команде с точки зрения того, какими они должны быть, и активно управлять общением спортсменов.
|
|||||||||
|
|||||||||