Психология общения в спорте

Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!

Замечания, не связанные непосредственно с задачами деятельности, можно рассматривать как «помехи, отвле­чения» или как способ снятия излишнего возбуждения партнера, регуляции его состояния, что в конечном счете будет соответствовать задачам деятельности. Точно так же неадекватным будет, например, преобладание в струк­туре общения побуждений и оценок при необходимости согласования, планирования совместных действий, поис­ка конкретного и оптимального решения возникшей в хо­де взаимодействия задачи. Неадекватными будут и от­сутствие общения или межличностные конфликты при нарушении игровых связей.

Адекватность общения по содержанию    (характеру) означает, следовательно, и соответствие «своему» (волей­больному, баскетбольному, гандбольному) профилю об­щения. В связи с этим становится понятным и наличие типичных для различных видов «деятельности» профилей общения, в которых, по существу, отражена выражен­ность тех или иных категорий общения по содержанию. А поскольку в содержательной характеристике общения отражается специфика стандартных задач деятельности и взаимодействий, постольку и в видах деятельности со сходными задачами есть сходство обращений и наоборот. При этом, конечно, следует учитывать и то, что типич­ный деятельностный профиль у участников взаимодейст­вия наблюдается уже   на достаточно   высоком  уровне .   согласованости их совместной деятельности при достиже­нии ими высокой сыгранности   и сработанности. На на­чальной стадии обучения групповым командным дейст­виям   возможно   временное   существенное    искажение типичного профиля (появление ориентирующих и развер­нутых по форме обращений, уменьшение побуждений на

тренировках и т.д.).

С другой стороны, есть и личностный аспект того, что и как говорят партнеры друг другу в ходе их взаимодей­ствия.

Отсутствие «шумов», неблагоприятных реакций, за­трудняющих совместные групповые действия, важно и по­тому, что- любая оценка «воздействует на личность в це­лом, на ее интеллектуальную и аффективно-волевую сфе­ру посредством усиления переживания успеха и не­успеха, формирования притязаний и намерений, поступ-

ков и отношений. Поэтому отсутствие оценки — худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирую­щее, а дезориентирующее, не положительно стимулирую­щее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объектив­ной оценки, в которой отражен его действительный вклад в общее дело, а на весьма субъективистских истол­кованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения других людей» (Б. Г. Ананьев, 1935).

Однако независимо от подготовленности спортсменов внутригрупповое общение в большинстве наблюдавшихся команд протекает не всегда адекватно характеру измене­ний ситуаций игрового взаимодействия. В частности, иг­роки не учитывают особенности «объекта воздействия» и возможные последствия неодобрений, резкие замечания или отсутствие какой-.либо реакции на нервно-психичес­кое состояние партнеров и результативность их после­дующих действий. Следствием этого являются многочис­ленные срывы молодых спортсменов при неадекватных воздействиях со стороны их партнеров, а также наруше­ния игровых связей в команде.

Адекватность по направленности предполагает вклю­ченность всех членов команды в коммуникативные связи, регулярное общение между   спортсменами,    отсутствие разрывов и прерывистости    в их    межиндивидуальных связях. В спортивно-игровой деятельности адекватность внутригруппового общения по направленности проявля­ется в соответствии коммуникативных связей   функцио­нальным связям между непосредственно    взаимодействующими партнерами как внутри игровых линий, так и между линиями,

Оглавление