Психология общения в спорте Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!Замечания, не связанные непосредственно с задачами деятельности, можно рассматривать как «помехи, отвлечения» или как способ снятия излишнего возбуждения партнера, регуляции его состояния, что в конечном счете будет соответствовать задачам деятельности. Точно так же неадекватным будет, например, преобладание в структуре общения побуждений и оценок при необходимости согласования, планирования совместных действий, поиска конкретного и оптимального решения возникшей в ходе взаимодействия задачи. Неадекватными будут и отсутствие общения или межличностные конфликты при нарушении игровых связей. Адекватность общения по содержанию (характеру) означает, следовательно, и соответствие «своему» (волейбольному, баскетбольному, гандбольному) профилю общения. В связи с этим становится понятным и наличие типичных для различных видов «деятельности» профилей общения, в которых, по существу, отражена выраженность тех или иных категорий общения по содержанию. А поскольку в содержательной характеристике общения отражается специфика стандартных задач деятельности и взаимодействий, постольку и в видах деятельности со сходными задачами есть сходство обращений и наоборот. При этом, конечно, следует учитывать и то, что типичный деятельностный профиль у участников взаимодействия наблюдается уже на достаточно высоком уровне . согласованости их совместной деятельности при достижении ими высокой сыгранности и сработанности. На начальной стадии обучения групповым командным действиям возможно временное существенное искажение типичного профиля (появление ориентирующих и развернутых по форме обращений, уменьшение побуждений на тренировках и т.д.). С другой стороны, есть и личностный аспект того, что и как говорят партнеры друг другу в ходе их взаимодействия. Отсутствие «шумов», неблагоприятных реакций, затрудняющих совместные групповые действия, важно и потому, что- любая оценка «воздействует на личность в целом, на ее интеллектуальную и аффективно-волевую сферу посредством усиления переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступ- ков и отношений. Поэтому отсутствие оценки — худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражен его действительный вклад в общее дело, а на весьма субъективистских истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения других людей» (Б. Г. Ананьев, 1935). Однако независимо от подготовленности спортсменов внутригрупповое общение в большинстве наблюдавшихся команд протекает не всегда адекватно характеру изменений ситуаций игрового взаимодействия. В частности, игроки не учитывают особенности «объекта воздействия» и возможные последствия неодобрений, резкие замечания или отсутствие какой-.либо реакции на нервно-психическое состояние партнеров и результативность их последующих действий. Следствием этого являются многочисленные срывы молодых спортсменов при неадекватных воздействиях со стороны их партнеров, а также нарушения игровых связей в команде. Адекватность по направленности предполагает включенность всех членов команды в коммуникативные связи, регулярное общение между спортсменами, отсутствие разрывов и прерывистости в их межиндивидуальных связях. В спортивно-игровой деятельности адекватность внутригруппового общения по направленности проявляется в соответствии коммуникативных связей функциональным связям между непосредственно взаимодействующими партнерами как внутри игровых линий, так и между линиями,
|
|||||||||
|
|||||||||