Психология общения в спорте

Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!

До сих пор речь шла об основных психологических характеристиках межличностного общения непосредст­венно взаимодействующих партнеров, о том, как протека­ет реально наблюдаемый процесс общения в условиях тренировочной и главным образом соревновательной дея­тельности. Подробно рассмотрев специфику применяе­мых в спорте средств общения, содержание и направлен­ность обращений, мы попытались также выявить роль различных факторов, обусловливающих межличностные контакты участников совместной деятельности, и теперь знаем, какое бывает общение и почему именно так, а не иначе общаются партнеры, выполняя общегрупповые задачи. Основываясь на этом, мы можем с достаточно высокой вероятностью предсказать, в каких ситуациях взаимодействия, особенно в значимых условиях соревно­вательной деятельности, возникнут неадекватные влия­ния партнеров друг на друга, а также направленность этих влияний и роль личностных, групповых и собствен-но-деятельностных факторов.

Следовательно, мы достаточно полно описываем про­цесс межличностного общения в групповой и другой спортивной деятельности, объясняем его и   в известной

* См., например, цикл работ, выполненных в Ленинградском уни­верситете под руководством Н. Н. Обозова, в которых изучалась эф­фективность групповой совместной деятельности, а также исследо­вания Л. И. Уманского с сотр.

мере предсказываем, как он будет развиваться и какое влияние окажет на взаимодействие партнеров.

Однако означает ли это, что мы уже умеем целена­правленно управлять общением спортсменов, оптимизи­ровать их взаимные влияния? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего четко предста­вить, каким именно должно (или не должно) быть меж­личностное общение участников совместной деятельно­сти. Только в этом случае можно точно определить, в ка­ком направлении должна осуществляться коррекция или существенное изменение отдельных параметров общения у некоторых спортсменов и в команде в целом. А это, в свою очередь, невозможно без знания критериев оценки оптимальности общения.

Критерии оптимальности общения

Математикам хорошо известно, что «при поиске среди возможных путей наилучшего надо четко сформулиро­вать, в каком смысле этот путь лучше других» *. При изучении проблемы оптимизации общения спортсменов в ходе совместной деятельности возникает такой же во­прос: в каком смысле те или иные формы межличностных контактов предпочтительнее других? Иными словами, на какие критерии надо ориентироваться при оценке на­блюдаемого поведения взаимодействующей группы?

Выбрать критерий оценки-оптимальности или неопти­мальности межличностного общения можно, например, ориентируясь на степ ень

Оглавление