Психология общения в спорте Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!соответствия или несоответствия существенных параметров общения (средств коммуникации, ее содержания, направленности и интенсивности): а) специфике условий и требований задач коммуникации и деятельности и б) особенностям непосредственных участников. Как уже отмечалось, межличностные контакты участников взаимодействия направлены на решение двух классов тесно связанных между собой задач: коммуникативных и собственно-деятельностных. Коммуникацией достигается не столько информирование, сколько воздействие на конкретного человека с целью изменения (или сохранения на прежнем уровне) его состояния, мотивации, общей активности в деятельно- сти, конкретных форм поведения и общения, двигательных действий. При этом расширяются перцептивные и мыслительные возможности человека за счёт дополнительной информации, поступающей от партнеров. Участник коллективной деятельности благодаря общению полнее и быстрее воспринимает ситуацию взаимодействия, активнее включается в совместные действия. Понятно, что успешно решить коммуникативную задачу (сообщение, воздействие, управление) можно только в том случае, если выполняются хотя бы самые общие требования к общению: обеспечивается своевременность, ясность, краткость и скрытность обращений и они вызывают у адресата желаемую реакцию. Последнее, кроме того, возможно при условии, если адресат готов к восприятию обращений и к выполнению соответствующих действий. В свою очередь, коммуникативные задачи возникают в соответствующих проблемных ситуациях предметно-практической деятельности и, следовательно, тесно связаны с общими и частными задачами деятельности. В спорте можно выделить три класса общих задач деятельности, тесно связанных между собой: обучение, воспитание и достижение определенного результата. И хотя до сих пор основной акцент мы делали на особенностях общения в условиях соревновательной деятельности, выделяя задачи достижения высокого результата, это не значит, что обучение и воспитание в спорте имеют меньшее значение, чем, скажем, в других видах деятельности. Просто в спорте наблюдается известная соподчи- ненность этих задач. Задачи с выраженной ориентацией на результат (предмет, продукт деятельности, ее мотив) предполагают необходимый уровень организации, согласованности совместных действий, их точность, своевременность, соответствие условиям взаимодействия. В коллективной Дея
|
|||||||||
|
|||||||||