Психология общения в спорте

Глава 4 НАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ!

соответствия или не­соответствия существенных параметров общения (средств коммуникации, ее содержания, направленности и интенсивности): а) специфике условий и требований задач коммуникации и деятельности и б) особенностям непосредственных участников.

Как уже отмечалось, межличностные контакты участ­ников взаимодействия направлены на решение двух клас­сов тесно связанных между собой задач: коммуника­тивных    и   собственно-деятельностных.

Коммуникацией достигается не столько информирова­ние, сколько воздействие на конкретного человека с целью изменения (или сохранения на прежнем уровне) его состояния, мотивации, общей активности в деятельно-

сти, конкретных форм поведения и общения, двигатель­ных действий. При этом расширяются перцептивные и мыслительные возможности человека за счёт дополни­тельной информации, поступающей от партнеров. Участ­ник коллективной деятельности благодаря общению пол­нее и быстрее воспринимает ситуацию взаимодействия, активнее включается в совместные действия.

Понятно, что успешно решить коммуникативную за­дачу (сообщение, воздействие, управление) можно толь­ко в том случае, если выполняются хотя бы самые общие требования к общению: обеспечивается своевременность, ясность, краткость и скрытность обращений и они вызы­вают у адресата желаемую реакцию. Последнее, кроме того, возможно при условии, если адресат готов к вос­приятию обращений и к выполнению соответствующих

действий.

В свою очередь, коммуникативные задачи возникают в соответствующих проблемных ситуациях    предметно-практической деятельности и, следовательно, тесно свя­заны с общими и частными задачами   деятельно­сти.   В спорте можно выделить три класса общих задач деятельности, тесно связанных между собой: обучение, воспитание   и   достижение   определенного   результата. И хотя до сих пор основной акцент мы делали на особенно­стях общения в условиях соревновательной    деятельно­сти, выделяя задачи достижения высокого    результата, это не значит, что обучение и воспитание в спорте имеют меньшее значение, чем, скажем, в других видах деятель­ности. Просто в спорте наблюдается известная соподчи-

ненность этих задач.

Задачи с выраженной ориентацией на результат (предмет, продукт деятельности, ее мотив) предполагают необходимый уровень организации, согласованности сов­местных действий, их точность, своевременность, соот­ветствие условиям взаимодействия. В коллективной Дея­

Оглавление