Психология общения в спорте

Введение

Тренеры, педагоги, психологи постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного об­щения при организации совместной деятельности, форми­ровании сплоченности команды, предупреждении или пре­кращении конфликтов между партнерами, установлении контакта тренера и новых членов команды...

Современный спорт нельзя представить без общения, интенсивных межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом, с тренером, соперниками. Как возникает и протекает это общение, чем оно обуслов­лено, как влияет на приобретение социального опыта, каков этот опыт, каким должно быть общение и как им уп­равлять, чтобы оно помогало команде более успешно дей­ствовать, достигать высоких результатов, а главное, вос­питывать социально зрелую личность, — вот основные вопросы, которые стоят сегодня перед спортивными пси­хологами и педагогами. Для того чтобы ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов, необходима систематиче­ская экспериментальная разработка проблем общения в спорте, К сожалению, подобные исследования только на­чинаются.

В этой книге предпринята попытка обобщить резуль­таты первых экспериментальных исследований особеннос­тей общения взаимодействующих партнеров в естествен­ных условиях соревновательной деятельности. Конечно, изучение «делового» общения спортсменов — первый шаг в комплексном изучении межличностных влияний в спор­те. Ведь именно значимая совместная деятельность явля­ется той основой, на которой формируются различные виды контактов и.отношений в командах. Конечно, при этом надо было бы специально проанализировать и вне деятельностные контакты спортсмена, сравнить относительную значимость его общения со сверстниками, трене­ром, товарищами по команде и т. д. Однако создание це­лостной «картины» человека в мире спорта скорее зада­ча будущего.

Книга как бы итог десятилетних исследований автора и его практической работы в качестве психолога в сбор­ных командах Ленинграда, РСФСР и СССР по волейбо­лу, футболу, прыжкам в воду и академической гребле. Поэтому основное внимание уделяется наиболее важным прикладным проблемам межличностного общения в спорте.

Автор выражает самую искреннюю благодарность всем, кто своими советами, критическими замечаниями и участием в исследованиях помогал ему в разработке проблем общения. Это прежде всего профессор Авксентий Цезаревич Пуни, при поддержке которого были начаты первые эксперименты в командах. Это и ведущие тренеры нашей страны, с которыми автору посчастливилось вмес­те работать, — Л. О. Леонтьев, В. И. Зедгенидзе, Г. С. Зо-нин, К. И. Бесков, А. С. Массарский, В. С. Алешин, Б". П. Клинченко, Е. В. и В. И. Сиротинские, а также сту­денты и   аспиранты   ГДОИФКа   им. П. Ф. Лесгафта   и

ЛНИИФКа.

При работе над окончательным вариантом рукописи большую пользу принесли замечания и советы В. В. Да­выдова, В. Б. Ольшанского, Г. С. Антипиной, Ю. Я. Кисе­лева, которым автор также выражает глубокую призна­тельность.

[1]2
Оглавление